Бактерии паразиты: питание, среда обитания, значение для человека

Бактерии, по данным ученых, — самые древние жители Земли. Они появились на планете в незапамятные времена и долгое время были единственными на ней. Их строение примитивно. Это одноклеточные организмы, многие из которых и сейчас сохраняют основные черты своих предков, заселивших Землю в давние времена. Значение бактерий в природе и жизни человека даже трудно объективно оценить.

Вступление

Суммарная масса бактерий составляет 350–550 млрд т. Это вполне сравнимо с массой растений и намного превышает массу животных.

Бактерии – важнейшие участники пищевых цепей. Многие бактерии вызывают болезни человека, животных и растений. Лишь бактерии способны усваивать азот атмосферы. Бактерии способны расти как в присутствии свободного кислорода (аэробы), так и при его отсутствии (анаэробы). Они участвуют в жизни почвы, в образовании полезных ископаемых и разрушении растительных и животных останков; поддерживают запасы углекислого газа и кислорода в атмосфере.

Распространение бактерий в природе

Распространены везде, особенно в почве. На поверхности частичек грунта образовывают небольшие колонии. Количество бактерий в почве непостоянно, колеблется, по составу – разнообразно (нитрифицирующие, гниения, азотофиксирующие и т. п.). Способствуют процессам почвообразования.

Много бактерий окружают корни растений, их особую зону – ризосферу. Некоторые бактерии вступают в симбиоз с растениями и образуют бактериоризу.

В воду основная масса бактерий попадает из почвы. Меньше всего бактерий в артезианских колодцах и источниках. Наибольшее количество бактерий сосредоточено в верхних слоях водоемов, ближе к берегу. Могут долго сохраняться в воде. При увеличении глубины и отдалении от берега количество бактерий уменьшается. Большое количество бактерий, особенно их спор (около 75 %), в придонном иле, в особенности в верхних слоях, где они могут образовывать пленку. По видовому составу микрофлора воды подобна почве. Есть в воде специфические бактерии. Бактерии способствуют биологическому очищению воды (разрушают различные остатки).

Читайте также:  Вакцина Эувакс: инструкция по применению, от чего делают прививку

Численность бактерий в воздухе меньшая, чем в почве и воде.  Гибнут от ультрафиолетовых лучей. Более устойчивы к ультрафиолетовым лучам окрашенные бактерии и споры. Могут подниматься в воздух вместе с пылью и находиться там продолжительное  время, а потом оседать на поверхности. Количество бактерий в воздухе зависит от разных факторов (климата, времени года). Много бактерий в загрязненном воздухе. Чистый воздух над лесами, горами, снежными покровами.

Общая характеристика

Бактерии являются безъядерными микроорганизмами, которые зачастую состоят из одной клетки. Их открыл голландский учёный А. Левенгук в 1676 году. Но заниматься изучением значения бактерий в жизни человека впервые начал биолог Л. Пастер почти через 2 века после их открытия.

Активные исследования микроорганизмов начались после создания электронных микроскопов. Клетка бактерии включает в себя такие органоиды:

• нуклеотид;
  • рибосому;
  • цитоплазматическую мембрану.

ДНК расположена в нуклеоплазме и состоит из тонких нитей. Цитоплазма и клеточная стенка разделены при помощи цитоплазматической мембраны, где находится нуклеотид. РНК играет важную роль в строении, так как она на 60% заполняет рибосому.

Бактерии являются клеточными организмами. Толщина стенки клетки составляет примерно 20 нм. Фибриллярная структура отсутствует. Прочность клеток обеспечивается благодаря мешку (так называется специальный покров). В основном он состоит из муреина.

Микроорганизмы могут относительно быстро передвигаться при помощи плазматических жгутиков, которые имеют винтообразное строение. Скорость может достигать 200 мкм в секунду. Жгутики двигаются благодаря флагеллину — специальному сократительному белку.

Бактерии-паразиты: виды, влияние на человека, пути заражения

Взрослый человек имеет до 4кг разных микроорганизмов, из них больше половины – микробы, приносящие пользу, населяют кишечный тракт, обеспечивают нормальное пищеварение. Еще килограмм бактерий распространён по всему организму.