Дизартрия у детей — виды, симптомы и упражнения для лечения

В широком смысле дизартрия представляет собой нарушение произношения слов. В детском возрасте такой диагноз не является редкостью.

Причины развития дизартрии

Заболевание встречается у 5% всех детей. Выделяют несколько важных факторов, способствующих возникновению дизартрии у ребенка:

  • внутриутробная гипоксия плода;
  • резус-конфликтная беременность;
  • тяжелые гестозы;
  • недоношенность;
  • асфиксия;
  • родовые травмы;
  • затяжная желтуха;
  • гидроцефалия;
  • опухоли головного мозга;
  • менингит;
  • энцефалит;
  • гнойный отит;
  • черепно-мозговая травма.

Довольно часто дизартрия у ребенка встречается в сочетании с детским церебральным параличом. Причины возникновения обеих патологий схожи и связаны с повреждением нервной системы малыша внутриутробно или в процессе родов. Нередко травмирующие факторы оказывают свое влияние в первые два года жизни, приводя к формированию дизартрии.

Совет

Не забывайте о регулярных врачебных осмотрах в первый месяцы жизни ребенка. Не пропустите болезнь!

Классификация дизартрии

В зависимости от выраженности симптомов существуют такие виды болезни:

  • Стертая дизартрия. Симптомы болезни имеют невыраженный характер, из-за чего ее часто путают с остальными речевыми патологиями.
  • Выраженная дизартрия. Человек использует речь, но ее можно охарактеризовать как нечленораздельную. Расстройства также заметны в голосе, дыхании, интонациях.
  • Анартрия. Человек полностью теряет способность произносить слова.

В зависимости от места расположения нарушений в функционировании мозга существуют такие формы болезни:

  • Бульбарная дизартрия. Диагностируют в случае нарушения работы нервов и ядер, входящих в бульбарную группу. Именно они отвечают за движения, которые совершает язык, мягкое небо, глотка. Постепенно атрофируются мышцы языка, что вызывает затихание голоса.
  • Псевдобульбарная дизартрия. Нарушаются пути, соединяющие мозговую кору с ядрами бульбарной группы. В этой ситуации мышечной атрофии нет, язык напрягается и отодвигается назад, а голос становится глухим и сиплым.
  • Мозжечковая дизартрия. Появляется как результат расстройств в работе мозжечка. При этом меняется темп речи, она становится отрывистой, теряется способность правильно расставлять акценты.
  • Экстрапирамидная дизартрия. Болезнь появляется в случае нарушения работы подкорковых ядер, отвечающих за мышечный тонус. Голос может стать резким и глухим.
  • Корковая дизартрия. Появляется при нарушении коры мозговых извилин – пост- и прецентральной. Голос становится приглушенным, иногда наоборот громкость увеличивается, появляется напряженность. Кроме того, возникают трудности с согласными звуками.

Первые признаки дизартрии

Как указывает практика логопедов, подобная патология обычно подозревается по ряду причин. Если в речи пациентов появляются невнятны речевые конструкции, причина которых заключается в слабой нервной поддержке мышечного аппарата губ, языка, неба, мышц, участвующих в дыхании, то стоит немедленно бить тревогу, так как возможно ухудшения дефектов речи.

Спастичность, гипотония и дистония мышц артикуляционного аппарата – все это является признаками патологии. Особенно стоит быть внимательным в тех случаях, когда они слабо выражены, так как в будущем стертая дизартрия у детей может доставить немало проблем.

Читайте также:  Идиопатическая невралгия тройничного нерва

Тяжесть и локализация патологического процесса в нервной системе также значительно влияют на выраженность дефектов. При ухудшении состояния наблюдается искажение, пропуск и замена звуков, снижается скорость речи, ее выразительность и понятность. Заметно снижается интенсивность речевых движений. Помните, что полный паралич речедвигательного мышечного аппарата приведет к потере речи.

Первые признаки дизартрии

В будущем стойкость неточностей и невозможность их решения является признаком бурного течения патологии. Дизартрия вызывает нарушения артикуляции всех звуков и букв язык, включая гласные. Шипящие и свистящие звуки произносятся межзубно или с боковым произношением, имеются неточности произношения звонких звуков и изменения твердых в сторону их смягчения.

Многие дети вторично страдают низким качеством слуховой дифференциации звуков, что осложняет процесс фонетического анализа и синтеза. Все это приведет к значительному обеднению словарного запаса и грамматическим знаниям, что в будущем станет причиной низкой социализации ребенка. По этой причине дизартрия может стать причиной общего недоразвития речи или фонетико-фонематического синдрома, а также дисграфии. С подобными осложнениями крайне сложно, практически невозможно, справиться.

Степени нарушения произношения

Дизартрия развивается постепенно.

Первые симптомы патологии можно распознать даже у новорожденных детей. Такие малыши испытывают трудности с глотанием молока и сосанием груди матери.

Такие признаки часто проходят самостоятельно. Отчетливо симптомы дизартрии проявляются в возрасте 4-5 лет. В процессе своего развития заболевание проходит несколько этапов. В медицинской практике выделяют несколько степеней патологии.

Степени дизартрии:

  1. Первая степень (развивается архипова стертая форма дизартрии с соответствующей симптоматикой).
  2. Вторая степень (речь ребенка сопровождается ярко выраженными дефектами).
  3. Третья степень (речь ребенка становится не понятной).
  4. Четвертая степень (формируется устойчивая патологии речевого аппарата).

Как лечить аденоиды у ребенка? Рекомендации педиатров вы найдете на нашем сайте.

Работа с логопедом

Дети с дизартрией нуждаются в постоянной работе с логопедом.

Специалист делит занятия с детьми на своеобразные блоки. Вначале проводится логопедический массаж, который призван нормализовать тонус речевых мышц. Далее занятия артикуляционной гимнастикой, тренировка дыхания, интонаций. Детей обучают самоконтролю своего произношения. Упражнения усложняются по мере освоения.

Обязательны занятия, направленные на развитие мелкой моторики рук, поскольку мышцы, ответственные за точные мелкие движения связаны с артикуляционным аппаратом.

В тяжелых случаях показано обучение в специальных школах для коррекции речи.

Профилактика

Дети, имеющие повышенный риск развития дизартрии (патология внутриутробного развития, травмы в родах, перенесенные нейроинфекции) нуждаются в постоянном внимании с акцентом на психофизиологическое развитие. Необходимо следить за режимом, не допускать влияния неблагоприятных физических и психологических факторов.

Эти дети нуждаются в постоянном общении, разговоре, нужно поддерживать гуление в раннем возрасте, стимулировать лепет. Уделяется внимание развитию хватательных движений, поощрению исследования игрушек разнообразной формы и поверхности.

Детям как можно раньше начинают читать книги, показывать и описывать картинки, стараясь получать ответную реакцию.

Прогноз

При максимально раннем начале коррекции и реабилитации в случае стёртой формы дизартрии прогноз благоприятный. Успех зависит от усердия самого пациента, благоприятного психосоциального фона, поддержки родителей и близких.

Читайте также:  Нейросонография новорожденных, НСГ, узи головного мозга

В случае тяжелых форм при своевременном лечении, активной работе с логопедом, помещении детей в специальные школы можно добиться значительного улучшения речи.

В видео учитель-логопед рассказывает об играх и приемах, которые могут использовать родители для развития речи своих детей:

Лечение дизартрии

Для лечения такого заболевания, его необходимо классифицировать. Для каждого конкретного случая проводятся несколько видов обследования:

  • Осмотр ребенка невропатологом;
  • Консультация у логопеда;
  • Электрофизиологические процедуры (например, электроэнцефалография);
  • МРТ головного мозга.

Невропатолог назначает лечение по своему направлению. Его задача вылечить или купировать заболевание, на фоне которого развилось нарушение речи. Основное направление лечения дизартрии задает логопед. Для постановки точного диагноза, ему необходимо провести несколько процедур:

  • Определение типов нарушений речи;
  • Оценка речи в целом (темп, ритм, произношение, разборчивость);
  • Отделение расстройств, не связанных с артикуляцией;
  • Оценивание работы мимических мышц лица;
  • У детей старше пяти лет оценивается письменная речь.

После всех проведенных обследований разрабатывается индивидуальная программа лечения. Среди этапов терапии можно встретить следующие процедуры и мероприятия:

Лечение дизартрии
  • Стимуляция и нормализация дыхания;
  • Применение дыхательной гимнастики для развития речевого дыхания;
  • Стимуляция речевого аппарата;
  • Коррекция произношения;
  • Стимуляция и развитие речевой коммуникации;
  • Стимуляция мелкой моторики;
  • Развитие голосовой системы;
  • Работа над тональностью и выразительностью.

Занятия с логопедом могут проводиться совместно с родителями ребенка или же индивидуально с маленьким пациентом. Помимо занятий с логопедом, терапия при дизартрии включает в себя:

  • Медикаментозное лечение. Лекарственные препараты назначаются в случае выявления неврологических расстройств. В первую очередь лечится основное заболевание, на фоне которого развилась дизартрия. Лечение проводится с помощью ноотропных средств. Самолечение в таких случаях недопустимо. Большинство препаратов помогают также улучшить мозговое кровообращение, память, а также повышают внимание и способность к обучению. Из медикаментов можно выделить глицин, Фенибут, Энцефабол и церебролизин.
  • Физиотерапия. В качестве основного метода хорошо зарекомендовал себя точечный массаж головы. Также высока эффективность лечебных ванн и лечебной физкультуры. Прекрасно помогает иглоукалывание. Все процедуры должен проводить опытный специалист, который не допустит ухудшения ситуации посредством своих манипуляций. Врачу-физиотерапевту следует проявлять огромную осторожность при работе с детским организмом.

В лечении дизартрии важно начать своевременную терапию. На начальных стадиях болезнь хорошо лечится. Пока симптомы стерты или слабо выражены, врачи могут добиться полного устранения дефектов речи и коррекции всех расстройств.

Большое внимание уделяется работе родителей и детей. Залог успеха при лечении дизартрии — совместная работа. Врач не сможет находиться рядом с ребенком постоянно и направлять терапию. Задача родителей – поддерживать достигнутый результат, по возможности развивать успех лечения и ни в коем случае не допускать потерю всех достигнутых успехов.

Общее развитие речевого аппарата ↑

Условно детей со стертой дизартрией можно разделить на 3 группы:

  1. Больные с трудностями дифференциации звуков и просодикой. Уровень развития речевого аппарата у таких детей находится на высоком уровне, а проявление болезнь находит в трудностях употребления предлогов. Расстройство произношения сложных слоговых структур сопровождается отсутствием пространственной ориентации.
  2. Наблюдается нарушение развития фонематического слуха на фоне просодики и трудностей с произношением звуков. В речи присутствуют лексические и грамматические ошибки. Отсутствует навык звуковой дифференциации.
  3. Полиморфные отклонения дифференциации звуков и недоразвитое фонематическое восприятие характерны для третей группы. Словарный запас и отсутствие знаний грамматики сочетаются с трудностями построения слоговых структур.

Больные не способны четко выражать свои мысли. На фоне трудностей с артикуляцией развивается расстройство восприятия, которое в последствие ведет к развитию психических отклонений.

Логопедический массаж

Логопедическая работа при дизартрии. включает в себя несколько этапов. На начальных этапах предусматривается работа по нормализации мышечного тонуса артикуляционного аппарата при дизартрии. С этой целью логопеды проводят дифференцированный логопедический массаж. Индивидуально подбирают упражнения по нормализации моторики артикуляционного аппарата, развитию дыхания, голоса.

Логопед определяет последовательность отработки звуков подготовленностью артикуляционной базы. Особое внимание уделяет подбору лексического и грамматического материала при автоматизации и дифференциации звуков. Одним из важных моментов в логопедической работе является выработка у пациента самоконтроля за реализацией произносительных умений и навыков.

Во многих научных статьях по дизартрии подчёркивается необходимость включать в коррекционную работу развитие мелкой моторики рук. Такой подход к коррекционной работе обуславливают близость корковых зон иннервации артикуляционного аппарата с зонами иннервации мышц пальцев рук, а также нейрофизиологические данные о значении манипулятивной деятельности рук для стимуляции развития речевой функции.

При нарушениях звукопроизношения нескольких звуков важна последовательность в работе. В первую очередь нужно начинать со звуков, артикуляция которых наиболее легко даётся вашему ребёнку. Или это могут быть звуки, которые он в пассивной речи произносит неправильно, а повторяя за вами (отражённо) – правильно.

Перед вызыванием и постановкой звуков важно добиться их различения на слух. Необходима тренировка слухового восприятия. Ребёнок должен научиться слушать самого себя, улавливать разницу между своим произношением и нормализованным звуком.

Существует несколько приёмов постановки звуков при дизартрии. Наиболее распространённым является метод, когда языку и губам ребёнка придаётся необходимая позиция для того или иного звука. Используются зонды, плоские пластинки для языка и целый ряд других приспособлений. Внимание ребёнка привлекается к ощущению положений. Затем он выполняет движения самостоятельно при некоторой помощи взрослого или без неё.

Для автоматизации звуков используется приём одновременного проговаривания и моторного действия. Например, письмо и говорение или говорение и хлопки в ладоши, постукивание ногой.

Затем новый звук закрепляется в слогах, словах и предложениях. Переходя от простых упражнений к более трудным, убыстряя темп упражнений.

Упражнения при стертой дизартрии

Для восстановления функций моторики артикуляционного аппарата используют несколько комплексов упражнений.

  1. Гимнастика для жевательных мышц, которая включает в себя движения челюстью, открывание и закрывание рта, надувание щек.
  2. Гимнастика для произвольного напряжения и движения губ и щек. В нее входят различные движения губами — вытягивание, поднятие, сворачивание в трубочку.
  3. Пассивная гимнастика для мышц языка. Механические воздействия для принятия нужной позиции мышц.
IQ медицина - лечимся с умом