6 способов, как правильно мотивировать ребенка

естилетка мечтает о школе. Он хочет скорее вырасти и стать самостоятельным. Школьник – это серьезный социальный статус. «Наконец-то на меня перестанут смотреть, как на несмышленого малыша», — думает он. А еще в школе столько интересного! Ребенок в восторге от того, что скоро пойдет в школу.

Проблема мотивации

Психологи и педагоги утверждают, что правильная мотивация – ключ к успеху в школе. Вместе с тем, проблема мотивации остается одной из самых важных проблем современной педагогики. Сложность здесь практического плана, теоретически вопрос мотивации достаточно изучен. Хорошо известно, какой должна быть структура мотивации в том или ином школьном возрасте. Однако теория весьма сильно отличается от практического состояния дел в школах.

К окончанию начальной школы у ребенка должна сформироваться стойкая внутренняя познавательная мотивация, и она должна стать ведущей в общей структуре мотивации к учебе. По данным разных исследований, это происходит только в 60-80% случаев. У 5-10% детей диагностируется внешняя мотивация, в том числе отрицательная. Остальные 15-30% случаев приходятся на другие виды мотивации.

Мотивация к учебе формируется неверно по разным причинам. Одна из них – неграмотность родителей в этом вопросе, недостаточное внимание к нему. Многие считают, что подобные вещи находятся в компетенции школы, а родители могут лишь помочь учителю тем, что «прочитают лекцию» о необходимости хорошо учиться, проверят домашнее задание, накажут за плохую отметку.

Этого недостаточно! Да, у учителя больше опыта, знаний и возможностей для успешной работы с учеником. Но ведь не всякий учитель одинаково хорош, к тому же, как любой человек, он не застрахован от ошибок. Контроль за ребенком, за тем, что происходит в классе – это функция родителей.

Важен еще один момент. По отношению к ребенку родители и учитель должны придерживаться единой линии в требованиях к учебе, к поведению ученика. К примеру, учитель нацелен на «дисциплину любой ценой», требует от детей точного, безусловного выполнения его требований, любит аккуратистов. Родители же прививают ребенку критическое мышление, разрешают сомневаться, даже спорить со старшими, считают, что главное – понять учебный материал, уметь решить задачу, а то, что решение записано неряшливо, не страшно. Учитель может построить работу с классом так, что ребенок искренне заинтересуется предметом, даже захочет заниматься дополнительно. А родители посчитают, что этот предмет не пригодится ребенку в будущем, тратить на него время не стоит. Разный подход семьи и школы – одна из самых распространенных причин отсутствия верной мотивации школьника к учебе.

Итак, родителям необходимо оценить работу учителя, определить, правильно ли действует учитель с точки зрения формирования учебной мотивации, помочь учителю в его работе. В этом случае заставлять ребенка учиться не придется: к окончанию младшей школы у него сформируется стойкая познавательная мотивация. Успех в учебе зависит от нее на 80% (20% приходится на способности).

Мотивация — что это и как работает?

Мотивацию Википедия определяет какпобуждение к действию; психофизиологический процесс, управляющий поведением человека, задающий его направленность, организацию, активность и устойчивость.

То есть мотивация — это все то, что заставляет нас преодолевать инерцию и собственную лень и что-то делать. Есть известный анекдот.

У тебя есть цель? Иди к ней. Не можешь идти? Ползи. Нет сил ползти? Ляг и лежи в направлении цели.

Мотивация — это как раз то, что определяет стремление идти — ползти — лежать в направлении цели.

Различают внутреннюю и внешнюю мотивацию. Есть знаменитая притча.

Некто увидел трех человек, каждый из которыхтащил тяжелую тачку с камнями. Он спросил первого: "Что ты делаешь?" —"Разве не видишь? Тащу тяжелые камни". Спросил о том же второго, тот сказал: "Зарабатываю на жизнь своей семье". Задал тот же вопрос третьему и получил ответ: "Я строю величественное здание".

Так вот, у первого мотивация внешняя (вероятно, его заставляют таскать камни, потому что сам он явно не хочет), у третьего — внутренняя. Насчет второго могут быть вопросы. По отношению к зданию его мотивация внеположна, но она все же может быть внутренней.

Мотивацию также классифицируют как положительную или отрицательную. Грубо говоря, положительная— чтобы чего-то добиться, отрицательная — как бы чего не вышло.«Хочу хорошо ответить теорему» — положительная мотивация; «не хочу получить двойку» — отрицательная.

Нередко говорят также о том, что мотивация может быть устойчивой или неустойчивой (требующей "подпитки" извне).

Как ни печально, педагогам чаще всего приходится работать с мотивацией внешней ("Все я делаю для мамы…"), отрицательной (главное двойку не получить) и неустойчивой, а наилучший вариант — внутренняя, положительная и устойчивая мотивация. Но и такое, конечно, встречается.

Читайте также:  Лекарственно индуцированная ортостатическая гипотензия

Однако что же делать, чтобы изменить мотивацию школьника в нужную сторону или хотя бы поддержать ее во время урока?

Что же это за зверь такой мотивация и как его приручить?

По сути, мотивация – это желание. Я хочу это сделать, потому что… После «потому что» родители подставляют различные варианты обоснования необходимости учиться. И вот тут начинаются ошибки, из-за которых эта самая мотивация либо держится совсем недолго, либо пропадает напрочь.

Наиболее распространённые ошибки родителей.

  1. Общие слова.

«Все учатся и ты должен, ученье свет, а не ученье тьма, не будешь учиться, станешь уборщицей» и т. д.

Что же это за зверь такой мотивация и как его приручить?

Подобные утверждения слишком абстрактны, а потому непродуктивны. Кроме того, малыш искренне не понимает, почему он должен пыхтеть над учебниками, когда ему хочется погулять, и что плохого в том, чтобы быть уборщицей, вон тётя Маша в школе такая добрая и улыбчивая.

  1. Угрозы или шантаж.

«Если не сделаешь уроки, не пойдёшь гулять, не дам играть в компьютерную игру, не будешь смотреть мультфильм». Родители ошибочно полагают, что ради любимого развлечения ребёнок выполнит требуемое. Возможно, он подчинится, но учиться будет, что называется из-под палки и каждый раз угрозы придётся ужесточать. Если же в семье практикуются физические наказания, то дело обстоит ещё печальнее. Страх – плохой мотиватор, итогом его может стать ненависть к учёбе.

  1. Давление и внушение чувства вины.

«Тебе не стыдно? Посмотри, до чего ты мать довёл! Мы работаем с утра до ночи, чтоб тебе образование дать, а ты!». Подобные высказывания имеют только один эффект – ребёнок начнёт чувствовать себя виноватым. Вроде и получается добиться своего, сын или дочь сидят над учебниками, но нехотя, через силу. При этом становятся подавленными, угрюмыми, начинают часто болеть.

  1. Сравнение с другими детьми.

«Посмотри на Олю, умница, отличница, а ты!», «У тебя тройка за контрольную? А у Пети? Пятёрка? Вот он молодец, старается!». Родители часто используют этот метод, думая, что желание стать лучше Оли или Пети подстегнёт школьника, и он с удвоенной энергией примется за уроки. На самом деле сравнение угнетает. Мысль о том, что кто-то постоянно оказывается лучше, лишает всякого желания стараться и преодолевать трудности. Сравнение рождает уныние и апатию и к мотивации никакого отношения не имеет.

Что же это за зверь такой мотивация и как его приручить?
  1. Обещание вознаграждения.

«Закончишь четверть на пятёрки, получишь велосипед», «Если годовые оценки будут отличные, купим тебе новый телефон». Знания, полученные таким образом, быстро забываются, поскольку акцент с их ценности смещается на важность приза.

Кроме того, слишком отдалённый по времени подарок не способен удержать внимание ребёнка на цели. Учиться-то нужно сегодня, а конец четверти где-то там, далеко. В результате интерес к награде теряется, и грызть гранит науки становится как бы незачем.

Но если велосипеда хочется так сильно, что малыш старается изо всех сил, то родителям выполнить обещание нужно обязательно, несмотря ни на какие обстоятельства. Иначе утрата доверия и полное безразличие к учёбе.

  1. Деньги.

Оплата хороших оценок весьма спорный вариант стимулирования. Коммерческие отношения между членами семьи способны свести на нет дружественную и тёплую домашнюю атмосферу. Помимо этого, некоторые дети очень быстро смекают, что с помощью такой постановки вопроса, мамой можно манипулировать. «Если не заплатишь мне за пятёрку, в следующий раз вообще ничего не буду делать», — говорят они.

Привитое знание, что всё меряется деньгами, может сослужить плохую службу в дальнейшем.

Что же это за зверь такой мотивация и как его приручить?
  1. Завышенные требования.

Не стоит требовать от ребёнка того, чего он не может выполнить в силу объективных причин. Если у него ярко выраженные творческие способности, не нужно настаивать на зубрёжке физики или математики, правильнее будет развивать то, что дано природой – литературный талант или страсть к рисованию. Если он медлительный, не торопите его, лучше дать необходимое время на обдумывание, чем впопыхах наделать ошибок. В случае усталости или болезни необходимо дать ему возможность отдохнуть, восстановить силы.

  1. Собственные проекции.

Одна из самых частых ошибок, когда старшее поколение нагружает младшее своими ожиданиями. «Я была отличницей и моя дочь не может учиться кое-как» или «Мне учиться не позволили обстоятельства, но сын должен получить хороший аттестат!». Чем меньше матери или отцу удалось реализоваться в значимых для них сферах, тем сильнее давление ожиданий. То, что ребёнок отдельная личность и у него свой путь обычно забывается.

Как комфорт отбивает желание учиться

В родительских умах долгие годы живет идеал благополучного и развитого ребенка. Его растили в любви и оберегали от психических травм, помогали развивать разные способности, водили на концерт в ползунках, выбирали лучшую школу, нанимали репетиторов… ГВ по требованию и совместный сон плавно перетекают в английский язык с носителем и тренинги лидерских качеств. При этом психологи говорят, что в подростковом возрасте благополучные детки, с которыми слишком много занимались, нередко впадают в апатию и ничего не хотят. Точно так же как «золотая молодежь» часто имеет диагнозы «депрессия + различные зависимости».

И здесь еще раз хочется повторить максиму: только собственная активность дает устойчивое ощущение счастья и мотивацию к развитию. Родители порой так сильно хотят дать ребенку хороший старт, что нагружают его ответственностью и очень полезными занятиями, помогают выучить языки, освоить науки, побеждать в олимпиадах, рисовать и играть на музыкальных инструментах. Ребенок занят и пристроен к делу, он успешный и милый, но ему некогда продохнуть, поскучать, посмотреть по сторонам и Самому захотеть чего-то добиться или что-то освоить. Казалось бы, у человека есть все данные для триумфального вхождения во взрослую жизнь, он все умеет, — но не знает, чего хотеть, его глаза не горят, он движется по накатанной и не находит внутри себя стимулов к активным действиям и развитию.

Само собой, у любого подростка или взрослого человека есть все шансы прислушаться к себе, найти свою точку приложения сил, включить проактивность и счастливо двинуться вперед. Но дадим слово статистике: дети, которых слишком опекали и направляли, так же, как и дети, которыми слишком пренебрегали, — во взрослом возрасте более склонны к девиантному поведению, депрессиям и психическим нарушениям. В то же время дети, которым уделяли среднее количество внимания, во взрослом возрасте гораздо чаще остаются в границах нормы.

Классификация мотивов

Существует внешняя и внутренняя мотивация учебной деятельности. Когда одна или обе они нарушены, восприятие учебного материала проходит с трудом или новая информация вовсе не интересует обучаемого.

Классификация мотивов

Итак:

  1. Внешняя мотивация связана с желанием быть успешным в учебе, потому что тогда важный для ребенка представитель социума (это может быть как близкий человек, так и посторонний субъект) будет гордиться, хвалить или даже завидовать, стремиться достигнуть такого же положения дел в школе. Сюда же относится и стремление к хорошей успеваемости из-за страха быть наказанным физическим образом или за счет неполучения привычного поощрения. Такую внешнюю мотивацию именуют отрицательной.
  2. Внутренняя мотивация подпитывается стремлением быть в курсе интересующих событий, уметь оперировать получаемой информацией, находиться среди специалистов в определенной области и общаться с ними на одном уровне.
Классификация мотивов

Учебно познавательные мотивы второго типа являются более эффективным «топливом» для поддержки сознания в тонусе, необходимом для успешного усвоения информации и получения нужных навыков.

Как счастье помогает учебе?

А теперь зададим коварный вопрос про мальчиков и футбол: кто из героев нашей истории добьется лучших результатов? Кто будет усерднее заниматься и расти над собой? Казалось бы, ответ очевиден, и первый успешный мальчик скоро станет звездой стадионов, а второй отползет к своим танчикам со смесью стыда и облегчения.

Как счастье помогает учебе?

Но здесь на сцену выходит важное слово – проактивность. В основе ее — волевое решение и живой интерес: «Я сам, я хочу, я сделаю, мне надо». Многие мамы нервно замирают, вспоминая кризис трех лет, негативизм и вредное детское «я сам!» по делу и не по делу — но именно так начинает проявлять себя детская воля. И если дать ей окрепнуть, то она приведет к успеху. Когда ребенок незаметно для себя принимает решение: «Я буду заниматься футболом, научусь кататься на скейте, буду играть в театре, мне нравится, хочу, мое», — то он почти победил. Потом у него может смениться интерес, он переключится с театра на уроки вокала (и имеет на это полное право), но именно настойчивость воли и страсть помогают расти и развиваться в выбранном деле.

Как счастье помогает учебе?

Сложность в том, что проактивность включается только изнутри. Мама и папа могут сколько угодно хвалить, обещать подарить планшет и щенка за пятерки в музыкальной школе, но если ребенок не захочет заниматься сам – то результаты его будут средними, а интерес к занятию угаснет очень быстро, даже если у детки есть способности. Но бывает так, что случается странное: однажды ребенок начинает сам получать от своего занятия радость и кайф. Он сам вдруг слышит, что «Кошкин дом» на флейте-пикколо звучит сногсшибательно, он хочет еще, он видит в этом смысл, его самоуважение растет! Он играет «Во поле береза стояла» и просто млеет от своего могущества. Так включается «Я сам, хочу и буду», — и часто это подобно сходу лавины. Так ребенок идет к успеху, к самостоятельности и снимает с родителей мучительную обязанность изо дня в день заставлять чадо заниматься (ну, разве что поддерживать и подогревать).

Как счастье помогает учебе?

Шутка в том, что проактивность включается иногда при загадочных обстоятельствах. Например, наш мальчик-с-танчиками может остаться в футболе из вредности и упорства, или из желания понравиться девочке, или из соперничества с другом, — и постепенно так втянется и научится получать от занятий столько удовольствия и драйва, что станет лучшим. Конечно, родители могут делать попытки помочь ребенку найти свою волшебную стезю: знакомить его с разными интересными темами, показывать захватывающие фильмы, приводить на выставки, на спортивные соревнования, в научные лаборатории… Другими словами – создавать вокруг ребенка богатое, эмоционально и интеллектуально насыщенное поле, чтобы ребенку было за что зацепиться умом и сердцем. Это очень похоже на «танцы с бубном», но иногда срабатывает (хотя часто проактивность включается, скорее, вопреки родительским усилиям).

Как счастье помогает учебе?

Так, например, современный ученый-химик с мировым именем Артем Оганов рассказывает, что интерес к химии у него проснулся в четыре года, когда он «случайно» нашел в шкафу отличную детскую книгу по химии, которую подложила туда мама. Мама предлагала сыновьям разные темы, внимательно следила, на что они живо откликнутся, — и помогала им расти в этом направлении. Мама другого известного «мальчика» — Бориса Гребенщикова старалась показывать ему самые интересные вещи, с которыми сталкивалась сама, – книги, музыку, театральные постановки, занятия в творческих студиях, — и тоже шла вслед за интересами сына.

Как счастье помогает учебе?

Получается, что лучшее, что может сделать родитель, — это обеспечить ребенку разнообразные стимулы, дать ему свободу выбора и внимательно следить за деткой. Если видим, что ребенок включился, с радостью погружается в тему, глаза блестят и шестеренки крутятся, — ура, удача! – поддерживаем и помогаем движению. Рецепт для подавления воли и проактивного начала тоже прост: побольше контролировать ребенка, ходить за ним по пятам и выбирать ему занятия на свой вкус, уныло нудеть об обязанностях и глушить инициативу.

Читайте также:  Глава 2 Методы психологической саморегуляции состояний

Избегайте критики и принуждения

Почти все малыши получают удовольствие от выполнения разных заданий родителей, но нужно адаптировать свои требования под особенности ребенка. Если он любит раскладывать постиранное белье по полкам, а взрослые критикуют его за медлительность и неаккуратность, это убивает весь азарт. Поэтому позволяйте ребенку делать то, к чему он проявляет интерес. Не критикуйте его, если у него что-то не получается.

Избегайте критики и принуждения

Чтобы ребенок сделал то, что ему не по душе, проявите фантазию. Если девочка обожает кукол, пусть кукла попросит ее убрать разбросанные игрушки. Давайте детям право выбора: чистить зубы до купания или после, помогать маме мыть подметать или мыть посуду. Чувство свободы и контроля над ситуацией усиливает мотивацию в то время, как принуждение вызывает только негативные реакции. Дети любят чувствовать себя самостоятельными. Так пусть они думают, что не родители заставили их сделать что-то, а они лично приняли такое решение.

Окружающая атмосфера

Мотивация учебной деятельности студентов и школьников во многом зависит от их взглядов и мыслей о школе или вузе. Например, если студент определяет университет как место, где он сталкивается с ежедневными тревогами и подвергается психологическим страданиям со стороны преподавателей или коллег, он не сможет быть мотивированным к хорошей учебе.

Окружающая атмосфера

Позитивное отношение к учебному заведению, одноклассникам, сокурсникам и преподавателям поможет сохранить академическую мотивацию на высоком уровне. А вот отрицательные чувства, возможно, ее погубят. Во время учебы учащиеся сталкиваются с негативными эмоциями, такими как гнев, беспокойство и разочарование. Эти чувства могут значительно снизить мотивацию. Поэтому, если родители думают, как мотивировать подростков на учебу, следует быть внимательными к данному фактору и исключить подобные проблемы. А учащимся советовать отказаться от встречного негативного поведения. Надо стараться превращать отрицательные эмоции в еще большую мотивацию. Направлять гнев в другое благоприятное русло.

Что мешает мотивации старших школьников?

  • устойчивый интерес к одним учебным предметам в ущерб усвоению других;
  • желание самому выбирать для изучения только те предметы, по которым он будет сдавать ЕГЭ;
  • предэкзаменационный стресс, разнообразные страхи; депрессивные состояния;
  • неудовлетворенность формой учебных занятий, некоторые ощущают недостаток творческих и проблемно-поисковых форм учебной деятельности;
  • негативное отношение к формам жесткого контроля со стороны учителя и родителей;
  • чувство взрослости и ценность отношений;
  • сохранение ситуативных мотивов выбора жизненного пути (например, по аналогии с товарищем);
  • недостаточная устойчивость социальных мотивов долга при столкновении с препятствиями.

«Помощь в профессиональном самоопределении — важнейший инструмент мотивации!»

Советы психолога как заинтересовать ребенка учебой

Как мотивировать ребенка к учебе (советы психолога родителям различаются в зависимости от особенностей темперамента малыша и второстепенных обстоятельств) родителям следует решать, изучив рекомендации специалистов по данному вопросу.

Квалифицированные психологи, работающие с детьми, настоятельно советуют мамам и папам:

Советы психолога как заинтересовать ребенка учебой
  • предоставлять малышу максимум возможностей для самостоятельного знакомства с миром, поддерживать его в начинаниях, а также не препятствовать изучению ненужного, по мнению родителей, предмета;
  • провоцировать возникновение интереса к различным родам деятельности, посещая мероприятия не только в рамках учебного заведения, но и вне его стен;
  • учить подрастающее поколение грамотно организовывать собственное время, уделяя должное время отдыху, во избежание физического и морального перегруза ученика;
  • ставить перед школьником мини-цели, достижение которых не потребует от маленького человека много усилий, а их достижение воодушевит его на покорение новых высот;
  • поощрять и хвалить ребенка, видя его старания, пусть даже недостаточные для достижения поставленной цели;
  • помочь своему малышу свыкнуться с мыслью о личной ответственности за получение результата;
  • своим примером демонстрировать тягу к новым знаниям, а также положительное отношение к посещаемому учеником учебному заведению;
  • выполнять домашние задания в форме игры, искусственно зарождая таким образом интерес ребенка к учебе;
  • объяснить, насколько крепка взаимосвязь между интересами школьника и необходимостью изучать конкретный пример.

например: при имеющемся желании ребенка в будущем работать архитектором, важно на отлично знать азы геометрии, черчения, алгебры.

IQ медицина - лечимся с умом