7 простых упражнений для развития концентрации внимания

Развивать внимание важно для человека в любом возрасте: оно тесно связано с мышлением и работой памяти.

Оценка результатов:

Объемом внимания ребенка считается максимальное число точек, которое ребенок смог правильно воспроизвести на любой из карточек (выбирается та из карточек, на которой было воспроизведено безошибочно самое большое количество точек). Результаты эксперимента оцениваются в баллах следующим образом:

10 баллов

– ребенок правильно за отведенное время воспроизвел на карточке 6 и более точек

8-9 баллов

– ребенок безошибочно воспроизвел на карточке от 4 до 5 точек

6-7 баллов

– ребенок правильно восстановил по памяти от 3 до 4 точек.

4-5 баллов

– ребенок правильно воспроизвел от 2 до 3 точек.

0-3 балла

– ребенок смог правильно воспроизвести на одной карточке не более одной точки.

Немного теории

Что такое внимание? В общем смысле – способность сосредотачиваться на объекте, действии, событии, внутренних переживаниях. При этом усиленно работают память, мышление, сенсорика. А концентрация внимания – способность длительно удерживать его на этом объекте, действии, событии, переживании, выделяя «объект» в сознании из всех остальных вокруг.

Соответственно, развитие концентрации у детей подразумевает развитие у них навыка удерживать на чем-то внимание, не отвлекаясь. Способность эта совершенствуется с возрастом.

До 3 лет у малышей в основном внимание непроизвольное, то есть не зависящее от их желания, а вызываемое внешними стимулами (показали яркую игрушку, сильно хлопнули дверью, включили музыку или любимый мультик, чирикнула пестрая птичка…). Малыш реагирует на эти раздражители, пока они ему интересны.

Произвольное внимание требует воли и целенаправленности, умения управлять умственной деятельностью. Навык сосредоточения на чем-либо по осознанному желанию вырабатывается у детей к 5–6 годам.

От того, насколько глубоко и всесторонне развито внимание дошкольника, во многом будет зависеть его успеваемость уже как школьника.

Что значит – всесторонне? Это значит, должны быть развиты все важные свойства внимания: объем, концентрация, переключаемость, устойчивость.

Подвижные игры

Следи за флажком

Для игры понадобятся флажки разных цветов. Условия игры: поднимается синий флажок – хлопнуть в ладоши, красный флажок – подпрыгнуть, желтый – присесть и так далее. По мере того, как дети осваиваются в игре, темп ускоряется.

Повторять запрещено

Под музыку ведущий показывает какое-нибудь движение, а остальные повторяют его. Перед началом игры следует договориться, что одно из движений повторять нельзя. Когда ведущий покажет его, нужно отрицательно покачать головой. Кто ошибется, выбывает из игры.

Самый внимательный

«Если хочешь надежно спрятать вещь, положи ее на самое видное место».

На этой поговорке строится игра. Ведущий прячет в комнате заранее условленную небольшую вещь так, чтобы ее было хорошо видно. На это время другие игроки из комнаты выходят. Требуется найти эту вещь.

Ночной сторож

В этой игре двое ведущих – два сторожа. Ведущим завязывают глаза. Они становятся лицом друг к другу на расстоянии одного шага, берутся за руки. Дети по очереди пробуют проползти между сторожами так, чтобы их не заметили. Когда сторожа почувствуют прикосновение, они должны схватить лазутчиков.

Зеркало

Ведущий показывает разные физические упражнения или меняет выражения лица. Игрок-зеркало должен точно повторить их.

Найди пару

Игра предназначена для группы детей. Для игры нужны два комплекта одинаковых карточек с изображением животных. Каждый ребенок получает одну карточку, потом в зале выключают свет.

Требуется найти свою пару. Человеческим языком разговаривать нельзя, только по-звериному (мяукать, кукарекать, гавкать и так далее). Свет включается через 2 минуты.

Не пропусти хлопок

Эта игра предназначена для группы детей. Дети садятся в круг так, чтобы было удобно положить свои ладони на бедра или колени соседа. По команде первый игрок легонько хлопает по бедру (колену) соседа справа. Тот возвращает хлопок – хлопает первого игрока. Потом второй игрок в свою очередь хлопает соседа справа. Тот тоже возвращает хлопок и хлопает следующего. Темп постепенно ускоряется. Игра заканчивается, когда кто-нибудь собьется.

Летает — не летает

Ведущий называет птиц, животных, разные средства передвижения. Если названный объект летает, дети поднимают руки и машут ими, как крыльями. Ведущий тоже поднимает руки, а иногда специально запутывает детей. Так, назвав пароход или лошадь, поднимает руки. Кто ошибся, выбывает из игры.

Штандер

Это очень популярная у наших бабушек и дедушек дворовая игра с мячом. Считается, что ее название произошло от немецкого выражения «Stand hier!», которое переводится «Стой здесь!».

Водящий встает в центр круга, на расстоянии шага от него по периметру круга стоят игроки. Водящий подбрасывает мяч и одновременно называет по имени одного из игроков. Тот, кого назвал водящий, должен подбежать и поймать мяч. Если это удалось сделать, игрок становится водящим. Игра начинается заново.

Если мяч не пойман и упал на землю, водящий бежит к мячу. Одновременно игроки разбегаются в стороны от водящего. Когда водящий поднимет мяч и вернется в центр круга, он кричит «Штандер!». Игроки замирают на месте. Водящий бросает мяч в любого игрока. Игроки не имеют права двигаться с места, но могут уворачиваться от мяча. Тот, в кого попали, выбывает из игры или становится водящим (по предварительной договоренности).

Вышибалы

А эта игра была очень популярна у наших родителей.

Два водящих игрока располагаются на расстоянии 10-15 метров друг от друга. Остальные – между ними. Водящие перекидывают друг другу мяч и стараются попасть в одного из игроков («выбить»). Тот, в кого попадут, выбывает из игры или становится водящим (по договоренности).

Игроки могут перебегать от одного водящего к другому, а также попытаться поймать мяч.

Гвалт

Это групповая игра. Нужно выбрать ведущего и удалить его из комнаты. Затем взять пословицу, строку из стихотворения, из песни таким образом, чтобы количество слов было равно количеству остальных участников игры.

Каждому игроку достается по одному слову. Когда ведущий зайдет, дети одновременно начинают повторять свое слово. Задача ведущего – внимательно слушать и догадаться, какую фразу загадали игроки.

Пение

Выбирается популярная детская песня. Если ведущий держит большие пальцы вверх, песня поется вслух, если вниз — про себя. Кто собьется, выбывает из игры.

Начать игру нужно с пения вслух, и оно должно быть достаточно продолжительным.

Царевна Несмеяна

Ребенок, играющий роль царевны Несмеяны, должен замереть и не двигаться после команды «Замри!», с которой начинается игра. Остальные участники стараются рассмешить и расшевелить Несмеяну любыми способами, запрещается только прикасаться к Несмеяне.

Полезные игры на развитие внимания

Для формирования внимания у детей младшего школьного возраста разработаны специальные упражнения и игры. Основная цель таких занятий — отыскать ошибку, изменение или соответствие. Заниматься развитием можно и в повседневной жизни.

Читайте также:  Как провести домашний день рождения весело

Просто обсуждайте с ребенком увиденное или прочитанное, стараясь при этом обратить внимание на максимум деталей: во что был одет главный герой, в каком городе он жил; какая погода стояла на улице?

Если нужна подвижная игра, можно предложить детям поучаствовать в «Зеваках». Ребята идут по кругу, держась за руки. По сигналу ведущего они останавливаются, делают 4 хлопка, поворачиваются на 180 градусов и начинают двигаться в противоположную сторону. Направление меняется после каждого сигнала. Если ребенок допустил ошибку, он покидает игру.

С помощью игр можно развивать слуховую внимательность. Предлагаем детям послушать и запомнить то, что происходит за окном или за импровизированной ширмой. Затем необходимо пересказать свои воспоминания. Побеждает тот, у кого это получилось сделать более точно.

СПРАВКА! Развитие внимания затормаживает чрезмерная увлеченность компьютерными играми. Частое мелькание картинок на экране негативно действует на нервную систему.

Упражнения на внимание

Он предлагает следующие упражнения, которые способствуют сосредоточению.

Рабочие циклы

Разделяйте любой процесс на части и сосредотачивайтесь на них полностью. Вуджек приводит пример с мытьём посуды: возьмите одну ложку, скажите себе «Старт», полностью сосредоточьтесь на её мытье, положите в сушилку и только после этого скомандуйте «Стоп». Повторите всё то же самое с другим предметом.

По подобному принципу строится знаменитая техника управления временем — метод «Помидора»: определение задачи и сосредоточенная работа над ней в течение 25 минут с последующим 3-5 минутным перерывом.

К слову, недавнее исследование скорректировало продолжительность одного «помидора», теперь идеальными считаются 52 минуты непрерывной работы с последующим 17-минутным перерывом. Полученные данные объясняются тем, что они совпадают с естественной активностью мозга: около часа работы на пике энергии с последующим её спадом на 15-20 минут.

В любом случае принцип один: вы непрерывно работаете над небольшой задачей или логически завершённой частью большого задания в течение длительного промежутка времени, а затем — устраиваете отдых, в течение которого восстанавливаете силы. Главное условие — не отвлекаться в процессе работы над задачей. Пришла в голову гениальная идея? Запишите её и продолжайте заниматься делом.

Мысленные перерывы

Положите перед собой небольшой предмет: монету, ручку, скрепку. Поставьте таймер на 5 минут. В течение этого времени концентрируйтесь только на этом предмете.

Пульс внимания

Ведите карандашом по листку бумаги, полностью сосредотачиваясь на линии. Достигнув конца листа, не прерывайте линию — просто сделайте разворот и продолжите рисовать в противоположном направлении. Каждый раз, когда вы отвлекаетесь, рисуйте пики, подобные отметкам частоты сердечных сокращений на кардиограмме. Обратите внимание на то, как долго вы сможете сохранять концентрацию.

Центр Вселенной

Не знаете, как убить время в общественном транспорте или пробке? Выберите какой‑нибудь объект: наклейку на машине впереди, дужку очков пассажира, поручень и в течение пяти минут сосредоточьтесь на нём. Удерживайте своё внимание, даже если вам мучительно скучно.

Приём Сасаки

Фотограф Крис Сасаки поделился следующим приёмом, который позволяет ему собраться с мыслями за несколько секунд. Когда он отвлекается или витает в облаках, он говорит себе «Внимание!», после чего оглядывается вокруг и пытается осознать, чем он занимается. Попробуйте этот приём в следующий раз, когда застрянете на видео с котиками в инстаграме.

Перечитывайте

Вы читаете сложный текст и, вот, отвлеклись, и ваши мысли уже витают далеко от того, что вам следовало делать. Отметьте место, с которого началось отвлечение. Вернитесь и перечитайте текст. Если вы всё ещё не можете воспроизвести основную идею прочитанного, вернитесь на фрагмент выше и прочтите заново.

Примите неудобную позу

Витаете в облаках на важном собрании или клюёте носом через пять минут после того, как начали делать презентацию. Специально примите непривычную позу, при которой почувствуете напряжение в теле. Это поможет проснуться и вернуться к главному. Не дадите расслабиться телу — ум тоже будет бодрствовать.

Читайте также:  Как научить ребенка ходить самостоятельно. Практические советы

Ещё один способ развития внимание приводит психиатр Эдвард Хэлловел: он считает, что один из удачных способов заставить мозг работать по‑новому и концентрироваться — взять уроки по совершенно незнакомому предмету. Это могут быть специальные курсы для развития внимания, занятия скорочтением или любые занятия, требующие концентрации, например, рисунок, рукоделие или музыка.

Что такое внимательность и как ее развить

Под термином «внимательность» понимается способность человека фокусироваться на объекте или действии, не отвлекаясь на посторонние предметы. Это свойство личности важно в любом деле, будь то учеба, карьера или личная жизнь.

Внимательный человек, по сравнению с рассеянным, способен выполнить больший объем работы. Он подмечает мелочи, принимает верные решения, тратит меньше времени на усвоении информации, легче сосредотачивается.

В психологии выделяют несколько видов внимания:

  • Произвольное. Тесно связано с силой воли. Проявляется тогда, когда человек ставит перед собой задачу и целенаправленно ее выполняет. Формируется под влиянием социума, индивидуальных особенностей и внешних факторов.
  • Непроизвольное, или пассивное. Возникает при появлении какого-либо раздражителя. В этом случае не требуется волевое усилие, человек автоматически обращает внимание, например, на яркий свет, громкую музыку или вошедшего в комнату человека.
  • Послепроизвольное. Имеет цель, для осуществления которой не требуются волевые усилия. В получении желаемого результата человек заинтересован, поэтому действует с удовольствием.

Как стать внимательным

Существует много техник, позволяющих улучшить концентрацию. Сделать это можно в любом возрасте, главное — регулярно уделять этому время.

Как развить внимательность у ребенка

Даже самого непоседливого малыша можно научить концентрации. Делать это лучше в игровой форме. Например, попросите ребенка принять удобную позу, закрыть глаза и сделать 10 вдохов и выдохов. Это поможет сосредоточиться и успокоиться.

Что такое внимательность и как ее развить

Другие упражнения на внимательность:

  • Взять 2 маркера в обе руки и нарисовать одновременно одинаковые фигуры на листе бумаги.
  • Найти в тексте буквы и сделать с ними определенные действия. Например, зачеркнуть все «А», подчеркнуть «О», обвести «И». Детям, которые еще не умеют читать, буквы можно заменить символами.
  • Прочитать небольшое предложение, одновременно постукивая карандашом по столу. Ребенок должен сосчитать количество стуков и повторить предложение.
  • Найти отличия между картинками. Это можно делать как на страницах печатных изданий, так и в реальной жизни. Для этого достаточно запомнить, например, игрушки, расставленные на полке, а затем попросить знакомого убрать одну из них. После чего вы должны сказать, что изменилось. Кроме внимательности это упражнение тренирует еще и память.

Выбирайте задания, согласно возрасту, чтобы было интересно и результативно. Кроме этого, занятие любым видом творчества развивает наблюдательность, усидчивость и концентрацию.

Большинство развивающих практик довольно просты и не требуют много времени для выполнения, главное — регулярность. Так, идя по дороге домой, попробуйте рассмотреть все, что вас окружает: цветы, деревья, дома, магазины. Вы удивитесь, сколько всего вы не замечали.

Базовые упражнения по улучшению внимания:

  • Метод Айвазовского. В течение определенного времени смотрите на выбранный объект, стараясь его запомнить. Затем закройте глаза или отвернитесь и постарайтесь максимально точно воспроизвести все детали. Постепенно усложняйте задание.
  • Заучивание стихов, текстов, номеров телефонов, адресов, дней рождений знакомых. Делайте это не просто машинально, а создавая определенные образы и ассоциации.
  • В течение 5-8 минут прислушивайтесь к звукам, которые вас окружают. Так вы научитесь не просто слушать, а слышать.
  • С закрытыми глазами попробуйте услышать биение своего сердца и отследить дыхание. Дополнительно это поможет расслабиться и успокоиться.

Есть также мобильные приложения, улучшающие когнитивные функции мозга. Скачайте их на телефон и выполняйте задания. Проводите с пользой свободное время.

IQ медицина - лечимся с умом