8 условий психического здоровья детей и подростков

Психические расстройства у детей или психический дизонтогенез — отклонение от нормального поведения, сопровождающееся группой нарушений, которые относятся к патологическим состояниям. Возникают по причине генетических, социопатических, физиологических причин, иногда их формированию способствуют травмы или заболевания головного мозга. Нарушения, возникшие в раннем возрасте, становятся причиной психических расстройств и требуют лечения у психиатра.

Заключение

В заключение можно сказать, что прием антипсихотических препаратов у детей с непсихотическими психическими расстройствами остается пока дискуссионным вопросом, поскольку их длительное применение не является убедительным доказательством эффективности. Несмотря на кратковременную результативность указанных интервенций, ключевым вопросом остается безопасность препарата, поэтому применение нейролептиков в подобных случаях следует осуществлять с осторожностью и прекращать, в случае возникновения нежелательных проявлений.

Связь расстройств и возраста

У детей психофизическое развитие происходит постепенно, разделяется на этапы:

  • ранний — до трех лет;
  • дошкольный – до шестилетнего возраста;
  • младший школьный – до 10 лет;
  • школьно-пубертатный – до 17 лет.

Критическими периодами считаются временные отрезки при переходе к следующему этапу, для которых характерно бурное изменение всех функций организма, в том числе и нарастание психической реактивности. В это время дети наиболее подвержены нервным расстройствам или утяжелению присутствующих патологий психики. Возрастные кризы приходятся на 3-4 года, 5-7 лет, 12 -16 лет. Какие особенности свойственны каждому этапу:

  • До года у малышей вырабатываются положительные и отрицательные ощущения, формируются начальные представления об окружающем мире. В первые месяцы жизни расстройства связаны с потребностями, которые ребенок должен получать обязательно: еда, сон, комфорт и отсутствие болезненных ощущений. Кризис 7-8 месяцев знаменуется осознанием дифференциации чувств, узнаванием близких и формированием привязанности, поэтому ребенку требуется внимание матери и членов семьи. Чем лучше родители обеспечивают удовлетворение потребностей, тем быстрее формируется положительный стереотип поведения. Неудовлетворение вызывает негативную реакцию, чем больше накапливается невыполненных желаний, тем тяжелее депривация, которая впоследствии приводит к агрессии.
  • У детей 2 лет продолжается активное созревание мозговых клеток, появляется мотивация поведения, ориентировка на оценку взрослыми, происходит идентификация положительного поведения. При постоянном контроле и запретах невозможность самоутверждения приводит к пассивному отношению, развитию инфантилизма. При дополнительных стрессах поведение принимает патологический характер.
  • Упрямство и нервные срывы, протесты наблюдаются в 4 года, психические нарушения могут проявляться в перепадах настроения, напряженности, внутреннем дискомфортном состоянии. Ограничения вызывают фрустрацию, психическое равновесие ребенка нарушается вследствие даже незначительного отрицательного влияния.
  • В 5 лет нарушения могут проявляться при опережении психического развития, сопровождающегося дисинхронией, то есть появляется односторонняя направленность интересов. Также внимание следует обратить, если ребенок утратил навыки, приобретенные раньше, стал неопрятным, ограничивает общение, у него снизился запас слов, малыш не играет в ролевые игры.
  • У семилеток причиной неврозов выступают занятия в школе, с началом учебного года нарушения проявляются в неустойчивости настроения, слезливости, усталости, головных болях. В основе реакций лежит психосоматическая астения (плохой сон и аппетит, пониженная работоспособность, страхи), утомляемость. Фактор срыва – несоответствие умственных возможностей школьной программе.
  • В школьном и подростковом периоде расстройства психики проявляются в беспокойстве, повышенной тревожности, меланхолии, колебаниях настроения. Негативизм сочетается с конфликтностью, агрессией, внутренними противоречиями. Дети болезненно реагируют на оценку окружающими их способностей, внешности. Иногда отмечается повышенная самоуверенность или, наоборот, критичность, позерство, пренебрежительное отношение к мнению учителя и родителей.
Читайте также:  Клады и сокровища – как поступать с найденными вещами?

Нарушения психики следует отличать от аномалий постшизофренического дефекта и деменции, следующей из-за органического заболевания мозга. В этом случае дизонтогенез выступает как симптом патологии.

Симптомы

Симптомы детских неврозов условно разделяют на биологические и психологические. Они во многом зависят от особенностей личности ребенка, вида невроза и характера психической или биологической травмы, которая стала причиной развития этого расстройства.

К биологическим (сомато-вегетативным) проявлениям неврозов относятся:

  • нарушения сна: прерывистый сон, бессонница, ночные кошмары;
  • нарушения пищевого поведения: у детей младшего возраста может наблюдаться снижение аппетита или позывы на рвоту, у подростков — развитие анорексии или булимии;
  • головокружения, головные боли;
  • мутизм;
  • мышечные боли;
  • вялость, слабость, быстрая утомляемость;
  • недержание мочи или кала;
  • нарушения двигательных функций, судороги, нервные тики, спазмы;
  • потливость.

Психологическими проявлениями неврозов могут быть:

  • плаксивость, повышенная эмоциональная ранимость, чувствительность и уязвимость;
  • бурные эмоционально-двигательные реакции («истерики»);
  • раздражительность и резкая смена настроений;
  • страхи, фобии, постоянные ожидания, что случится что-то плохое;
  • сниженный фон настроения и общее угнетенное (подавленное) состояние.

Шизофрения

Своевременное выявление и фармакотерапия начальной стадии шизофрении в детском и подростковом возрасте способствует улучшению прогноза в будущем. Ранние признаки этого расстройства расплывчаты и схожи с обычными проблемами переходного возраста. Однако через несколько месяцев картина меняется, и патология становится более отчетливой.

Считается, что шизофрения всегда проявляется бредом или галлюцинациями. На самом деле ранние признаки шизофрении могут быть самыми разнообразными: от навязчивостей, тревожных расстройств до эмоционального обеднения и т.д.

Признаки психического расстройства у детей школьного возраста и подростков:

  • У ребенка ослабевают теплые чувства по отношению к родителям, меняется личность. Возникает беспочвенная агрессия, злоба, раздражение, хотя взаимоотношения со сверстниками могут оставаться прежними.
  • Начальные симптомы могут выражаться в виде утраты былых интересов и увлечений, при отсутствии новых. Такие дети могут бесцельно слоняться по улице или бездельничать, не выходя из дома.
  • Параллельно ослабевают низшие инстинкты. Пациенты утрачивают интерес к пище. Они не чувствуют голода, могут пропустить прием пищи. Кроме того, подростки становятся неряшливыми, забывают менять грязные вещи.

Характерным признаком патологии является резкое снижение успеваемости и потеря интереса к школьной жизни. Изменение личности сопровождает немотивированная агрессия. По мере прогрессирования заболевания симптомы становятся более явными, и специалист сможет без труда распознать признаки шизофрении.

Читайте также:  Зависимое расстройство личности (астенический тип личности)

Диагностика проблем с психическим здоровьем

Трудно уловить отличия между поведением детей и подростков, которое соответствуют типичному их развитию, и тем, которое идет от психических расстройств.

Важно помнить, что многие расстройства, такие как беспокойство, синдром дефицита внимания и гиперактивности, а также депрессия, возникают в детстве.

В целом, если ребенок странно ведет в себя в течение долгого времени, подумайте о том, чтобы обратиться за помощью.

Симптомы возможного нарушения психического здоровья у маленьких детей:

  • Частые истерики и сильная раздражительность;
  • Частые разговоры о страхах или заботах;
  • Жалобы на частые боли в животе или головные боли;
  • Пребывание в постоянном движении (не могут сидеть спокойно, кроме случаев просмотра видео);
  • Слишком долгий или слишком короткий сон, кошмары;
  • Не заинтересованность в игре с другими детьми;
  • Страх, что может случиться что-то плохое.

Симптомы возможного нарушения психического здоровья у подростков:

  • Потеря интереса к любимым занятиям;
  • Низкая энергия;
  • Чрезмерная сонливость;
  • Тяга к одиночеству;
  • Страх быть некрасивым;
  • Курение, распитие спиртного или употребление наркотиков

Первые шаги для родителей

Если вы беспокоитесь о своем ребенке, с чего начать?

  • Поговорите с учителями вашего ребенка. Как ведет себя ребенок в школе, в детском саду или на игровой площадке?
  • Поговорите с педиатром в поликлинике. Опишите ситуацию и попросите направление к специалисту.

Как проявляется расстройство

Шизофрения у подростков принимает ряд форм, перетекает из одной стадии в другую. Каждой из них свойственны определенные характеристики:

Как проявляется расстройство
  • Паранойя. У человека присутствуют галлюцинации, он впадает в бред. Это означает, что подросток видит и слышит то, чего не могут видеть и слышать другие люди.
  • Кататония. Резкая смена активности. Периоды энергичности сменяются полной апатией.
  • Гебефрения. Чаще всего присуща подросткам. Человек впадает в инфантильность, ведет себя по-детски.
  • Без выраженной формы. Шизофреник демонстрирует сочетание сразу нескольких форм заболевания.
  • Остаточная. Характеризуется отсутствием эмпатии, эмоциональной холодностью. Человек стремится быть в одиночестве.
  • Простая. Сочетает ряд характеристик предыдущих форм. Часто встречается в подростковом возрасте. Человек апатичен, не имеет стремлений, увлечений, не проявляет привязанности к другим людям, инфантилен.

Лечение психических проблем у детей

Терапия подбирается с учетом имеющихся у ребенка нарушений и степени их выраженности. Таким детям в период обострениям требуется прием лекарственных средств, позволяющих подавить симптомы. В схему лечения входят занятия с психологом и социализация.

Часто детям, страдающим описываемыми расстройствами, требуется индивидуальная программа обучения и длительная реабилитация. Могут применяться некоторые методы физиотерапии. Не во всех случаях возможно восстановление психического здоровья, но правильно подобранной терапией в большинстве ситуаций удается снизить выраженность симптоматических проявлений.

Лечение

Лечение детских неврозов проводится в двух направлениях — медикаментозном и психотерапевтическом.

Медикаментозное лечение

Обычно назначаются седативные препараты, имеющие успокаивающий эффект. Они снижают остроту проявлений заболевания. Это могут быть ноотропы и лекарственные травы. Применение антидепрессантов и транквилизаторов при таком диагнозе многими специалистами не приветствуется. Однако они могут быть назначены подросткам в крайне запущенных ситуациях.

Читайте также:  8 причин, почему парни не могут познакомиться с девушкой

Помогает наладить функционирование нервной системы витаминотерапия. Особую роль в лечении неврозов играют аскорбиновая кислота и витамины группы В. Они могут быть назначены как отдельно, так и в поливитаминном комплексе.

Помимо этого, проводится лечение того заболевания, которое послужило причиной развития неврозоподобного синдрома. Назначаются препараты для устранения симптомов (энуреза, диспепсии).

Психотерапия

Психотерапевтические методики, занимающиеся в первую очередь устранением причин заболевания, называются патогенетическими. К ним относятся:

  • психодинамика;
  • экзистенционализм;
  • гештальт-терапия;
  • интерперсональная психотерапия;
  • когнитивная (ведущая техника — обучение адаптивности);
  • системная;
  • интегративная.

Психотерапевтические методики, занимающиеся устранением основных проявлений заболевания, называются симптоматическими. Они являются вспомогательными, идут как дополнение к патогенетическим. Без них оказывают лишь временный эффект. К ним относятся:

  • арт-терапия;
  • гипноз (имеет возрастные ограничения, определяемые индивидуально);
  • музыкотерапия;
  • дыхательные гимнастики;
  • телесно-ориентированная;
  • экспозиционная.

Формы занятий могут быть разными: индивидуальные, групповые, семейные.

Работа с родителями

Важная роль в лечении детских неврозов отводится родителям. Без их непосредственного участия выздоровление невозможно. Во-первых, они не должны стесняться обращаться за помощью к специалисту, если увидели, что с ребёнком не всё в порядке. Во-вторых, весь терапевтический курс нужно пройти до конца. Некоторые родители, видя первые изменения в поведении, прекращают посещение психотерапевтических консультаций, не понимая, что вскоре заболевание проявится с новой силой. В-третьих, именно семья должна поддерживать начатое лечение в домашних условиях.

Психотерапевты дают родителям рекомендации, как помочь ребёнку быстрее избавиться от невроза:

  • набраться терпения, не наказывать и не ругаться за то, что он боится спать один, описался, грызёт ногти или стал плохо учиться;
  • оказывать ему всяческую поддержку;
  • вызывать как можно больше положительных эмоций подарками, праздниками, поездками;
  • окружить заботой и вниманием;
  • проводить больше времени вместе;
  • наладить контакт, установить доверительные отношения, ежедневно разговаривать по душам;
  • исключить психотравмирующие ситуации.

Если у ребёнка диагностировали невроз, психотерапевты советуют родителям хотя бы на время отложить такие серьёзные изменения в жизни, как развод или рождение второго ребёнка. Они могут ухудшить состояние.

Если детский невроз начать лечить своевременно, прогноз обычно благоприятный. При соблюдении всех врачебных рекомендаций по окончании терапевтического курса наблюдается полное выздоровление.

Синдром навязчивых состояний, или обсессивно-компульсивное расстройство характеризуется невозможностью избавиться от назойливых мыслей или действий. Как правило, ОКР страдают личности с высоким уровнем интеллекта, с большим уровнем социальной ответственности. Проявляется синдром навязчивых состояний в бесконечном размышлении о ненужных вещах. Сколько клеточек на пиджаке попутчика, сколько лет дереву, почему у автобуса круглые фары и т. д.

Второй вариант расстройства – это навязчивые действия или перепроверка деяний. Самое распространённое воздействие связано с чистотой и порядком. Больной бесконечно всё моет, складывает и снова моет, до изнеможения. Синдром неотвязных состояний трудно поддаётся лечению, даже при использовании комплексной терапии.

IQ медицина - лечимся с умом