Девиантное поведение детей старшего дошкольного возраста»

Подготовка к взрослой жизни сопровождается бурными изменениями организма, которые заметны как в психической, так и в физической сфере. Характерные для пубертатного периода признаки проявляются в различной степени, сложности воспитательного процесса в этом возрасте зависят от психологической обстановки в семье. Пубертатный кризис обостряет проблемы воспитания и его недочеты.

В чем же заключаются основные причины девиантного поведения?

  1. Ввиду своей невоспитанности, ребенок неправильно ведет себя, у него нет необходимых умений и знаний из-за социально-педагогической запущенности.
  2. Негативный психологический климат в семье, неблагополучные отношения вызывают состояние дискомфорта.
  3. Отрицательное влияние окружающего мира, отсутствие контроля.

Виды девиантного поведения:

  1. Делинквентное поведение – проявляется в противоправных действиях, наносящих вред, как отдельным людям, так и в целом, обществу. Самый простой пример: дети соревнуются в меткости, бросая предметы из окна в прохожих.
  2. Аддиктивный вид – стремление уйти от реальности изменив психологическое состояние с помощью каких-либо веществ или определенного вида деятельности, с целью развития и поддержания более интенсивных эмоций. Жизнь представляется серой, однообразной. Присутствует скрытый комплекс неполноценности, тревожность, стремление обманывать, обвинять во всем других.
  3. Патохарактерологический вид – это так называемое расстройство личности: желание доминировать и властвовать, слишком высокий уровень притязаний, обидчивость, упрямство, нетерпимость к противодействию, поиск любых поводов для разрядки аффективного поведения, самовзвинчивание.
  4. Психопатологический вид – проявление психологических заболеваний и расстройств. Агрессия направляется на себя, происходит саморазрушение личности (склонность к суициду, алкоголизм, наркозависимость и т. д.).
  5. Последний вид основан на гиперспособностях – возможности такого человека значительно превышают среднестатистические. В данном случае обладатель либо направляет их на саморазвитие, либо на преступную деятельность.
Читайте также:  Почему психологи раненые люди и как выбрать себе психолога

Очень часто понятия девиантного и делинквентного поведения путают. Однако между ними есть разница. В первом случае не соблюдаются социальные и культурные нормы, а во втором же преступается закон.

Предисловие (вступление в отрочество)

Ольга сидела на кухне с поникшим лицом. Выходящий пар из чайника с кипящей водой на газовой плите не мог отвлечь ее от печальных раздумий. Ее младшенький, Маратик, которого она когда-то так называла, получил на суде второй срок за кражу и снова попадет в колонию. «ПОЧЕМУ? ЗА ЧТО? ЧТО Я СДЕЛАЛА НЕ ТАК?» — возникали мысли в голове Ольги. Дочь Катя 12 лет, меняясь на глазах физически (стал заметен бюст и начались месячные), заявила накануне, что мать ее не понимает и что жизнь она знает лучше нее, несмотря на прожитые матерью годы.

Муж Ольги умер год назад от обширного инфаркта… Действительно, почему Марат пошел по дорожке «украл— выпил — в тюрьму, украл — выпил — в тюрьму»? Как найти общий язык с дочерью, вступившей в период пубертата?

Многие родители стараются понять, к чему их чадо природно предрасположено, наклонности своего ребенка, чтобы помочь их развить. К сожалению, путем гадания совершается множество ошибок и в результате получаем страдания ребенка и огорчения родителей. Непонимание или незнание заложенных в ребенке природных психологических качеств приводит соответственно к неверным действиям в отношении к нему. И на примере сына Ольги, Марата, мы получаем воришку. В случае отсутствия необходимого воспитания (с учетом имеющихся у него векторов) подросток может вступить во взрослую жизнь неподготовленным или, другими словами, неразвитым.

Необходимо понять, ЧТО для ребенка с тем или иным набором векторов в целях его развития делать можно и даже нужно, а что не рекомендуется. Приоритетом в воспитании и развитии служит упор на врожденные свойства. Это развивает их, помогая ребенку адаптироваться к окружающему ландшафту. Таким образом, наша основная задача как родителей – верно выявить природные наклонности и далее помочь привить правильные ценности и задать правильное направление развития.

Читайте также:  Виды и особенности психологических конфликтов

Особенности взросления девочек

В пубертатном периоде у девочек начало месячных редко сразу приобретает регулярный характер. В первый год менструации носят спонтанный характер, выделения могут быть скудными. Про кровотечения в пубертатном периоде можно думать, если девочка использует больше четырех гигиенических прокладок в течение дня.

Многих девушек перед менструацией развивается предменструальный синдром, который характеризуется тянущими болями внизу живота и перепадами настроения. Появление раздражительности и плаксивости обусловлено изменениями гормонального фона. Родители и педагоги должны быть осведомлены, что в этот период снижается работоспособность и концентрация внимания.

Особенностью пубертатного периода у девочек является подразделение периода на две части. В первом периоде начинается менструация, но организм еще не готов к деторождению. Во втором пубертатном периоде менструальный цикл становится регулярным и сопровождается выходом полноценной яйцеклетки, становится возможным оплодотворение и вынашивание беременности.

Характеристика кризиса подросткового возраста с медицинской точки зрения

Время полового созревания это период роста и развития организма, который протекает скачкообразно, неравномерно и очень активно. Идет интенсивный рост и изменение тела. Детские фигуры постепенно приобретают признаки гендерной принадлежности. Усиленно работают железы внутренней секреции. Совершенствуется мускулатура, идет процесс окостенения скелета. Сердечно-сосудистая система также развивается неравномерно. Нервная система не успевает подстроиться под эти изменения, поэтому часто переходит в состояние торможения или, наоборот, сильного возбуждения.

Такие изменения в организме могут привести к временным нарушениям:

  • перепадам давления;
  • тахикардии(учащенное серцебиение);
  • головокружениям;
  • обморокам;
  • повышенной возбудимости.

Эти проявления непосредственно влияют на состояние здоровья и поведения. Они приводят к раздражительности, нервозности, нарушениям сна. Подростки быстро утомляются, становятся невнимательны на уроках, страдает успеваемость. Таким образом, можно выделить следующие.

Читайте также:  Ошибки воспитания. Памятка для родителей

Профилактика

В целях профилактики детям, которые входят в группу риска, нужно регулярное наблюдение у детского психиатра. Родителям не стоит бояться слова «психиатрия». Не стоит закрывать глаза на отклонения в развитии личности детей, особенности поведения, убеждать себя, что вам эти особенности «только кажутся». Если вас что-либо беспокоит в поведении ребенка, вы заметили симптомы нервно-психических расстройств, не стесняйтесь спросить об этом у специалиста. Консультация у детского психиатра не обязывает родителей тут же направлять ребенка на лечение в соответствующие учреждения. Однако, часто возникают случаи, когда плановый осмотр психолога или психиатра помогает предотвратить серьезные нервно-психические патологии в более взрослом возрасте, обеспечивая детям возможность остаться полноценными и жить здоровой и счастливой жизнью.

Профилактика
IQ медицина - лечимся с умом