Деятельность как способ существования человека

Жизнь – это форма взаимодействия живого организма с окружающим миром. Важнейшим ее условием является активность, проявляющаяся в преодолении среды, движении, росте, воспроизведении, поиске. Активность человека выражается в присущей только ему форме – деятельности.

Общие сведения

Деятельность профессионалов отличается высоким качеством труда, его организацией, высокой самоотдачей при выполнении поставленных задач.

В функциях профессиональной деятельности можно выделить четыре направления:

  1. В процессе труда создаются ценности как финансового, так и духовного характера.
  2. Деятельность должна способствовать развитию окружающих.
  3. В результате трудовой деятельности предусмотрено получение материального вознаграждения.
  4. Профессионализм должен преобразовывать окружающую среду.

Предполагается, что профессиональная деятельность нужна только для совершения отношений товар – деньги: когда выполняется услуга и за неё платят деньги и выплата денежных средств за результат труда. Для этого есть много доказательств.

Понятие и структура

Деятельность – это целеустремленная активность человека, реализующая его потребности, направленная на преобразование внешней среды и себя самого. Деятельность – это то, что отличает человека от животного, делает его существом социальным. В процессе деятельности человек создает материальные и духовных блага, формы общения, преобразовывает социальные условия и взаимоотношения, развивается. Главными ее признаками являются:

  • Целеполагание – формирование цели, обдумывание образа желаемого будущего. Целесообразность имеется и в поведении животных, но целеполагание присуще только человеку.
  • Осознанность – понимание мотивов, побуждений, потребностей, способов достижения цели, предвидение результата.
  • Плановость – все составляющие ее действия взаимосвязаны, располагаются в определенном порядке.
  • Систематичность – деятельность человека имеет длительный повседневный характер.
  • Общественный характер – человек всегда осуществляет свою деятельность в рамках общественных отношений, опираясь на усвоенный им социальный опыт.
Понятие и структура

Всякая деятельность предполагает наличие субъекта и объекта. Субъект – действующее лицо, источник активности. В качестве субъекта деятельности может выступать конкретный индивид, социальная группа или общество в целом. Объект – предмет деятельности. Им может быть вещь, другой человек, сам субъект, понятие, мысль. Деятельность – это процесс познания или преобразования объекта субъектом. Ее структуру составляет ряд последовательно возникающих компонентов:

  • потребность – нужда, недостаток в чем-либо и связанное с этим ощущение дискомфорта;
  • мотив – побуждение к деятельности;
  • цель – мысленно представляемый результат деятельности;
  • средство – предмет или действие, которые человек применяет для достижения цели;
  • процесс – последовательность стадий в развитии какого-либо явления;
  • результат – завершение, итог деятельности.
Читайте также:  Детская комната по фен-шуй: как гармонизировать пространство

Элементарной единицей деятельности является действие – произвольная, преднамеренная активность, направленная на достижение заранее определенной промежуточной цели. Органическую базу человеческой деятельности составляют психофизиологические процессы: восприятие, внимание, воображение, память, мышление, речь. Деятельность не является врожденным качеством человека, он приобщается к ней в ходе социализации.

Понятие и структура

Периодизация ведущей деятельности в развитии ребенка

Периодизация и разграничение ведущей деятельности происходит на основании возрастной периодизации и смене психологических возрастов. Каждая такая трансформация происходит через прохождение кризисной трансформации, где человек может застрять или пройти ее быстро. Также разнятся и способы преодоления, у кого-то смена деятельности происходит мягко и органично, а у других она похожа на местный апокалипсис. Выделяют разновидности переломных моментов: кризисы отношений (трех и двенадцати лет), происходящие от изменения социальной позиции и взаимодействия, и кризисы мировоззренческой концепции (одного года, семи и пятнадцати лет), сталкивающие личность с изменением своего смыслового пространства.

Периоды, характеризующиеся определенным типом ведущей деятельности, подразделяются на:

— Младенчество (2 месяца — 1 год): ведущий вид деятельности производится неосознанно, подчиняясь первичным инстинктам, проявляется в эмоциональном общении с окружением.

— Ранний возраст (1 — 3 года) отличает преобладание предметно-орудийной (манипулятивной) деятельности, принимающей социальный контекст, т.е. подразумевает именно социальный способ овладения предметом. Происходит множество экспериментов с качествами предметов.

— Дошкольный возраст (3 — 7 лет) – главная деятельность развития психических новообразований сводится к изучению и интериоризации социальных ролевых межличностных взаимодействиях. Осуществляется через сюжетно-ролевые игры, для понимания отношений, задач, мотивов различных действий в зависимости от принятой социальной роли и используемого предмета. Тут же усваиваются нормы и правила, особенности культуры и социума, развитие умения общаться со сверстниками. Столь ранее формирование данного социального пласта обусловливает тяжесть в изменении этих параметров в дальнейшем.

— Младший школьный возраст (7 — 11 лет) – ведущей является учебная деятельность, причем рассматривается любая, позволяющая усваивать новые знания.

— Подростковый возраст (11 — 15 лет) – происходит смещение приоритетов в сторону интимного и личностно-ориентированного общения, и если на предыдущем этапе общение выполняло функциональную роль для обучения, то теперь обучение становится площадкой для общения.

Читайте также:  В чём заключается смысл жизни человека и как его обрести

— Юность (окончание школы) характеризуется учебно-профессиональной деятельностью, где происходит установление новых задач и систем ценностей, оттачивание необходимых навыков.

Деятельность любого этапа многогранна и в ней присутствует мотивационная и операционная сторона. Может преобладать один из этих компонентов, поскольку их развитие не синхронизировано, а своими темповыми характеристиками обязаны именно выполняемой деятельности. Замечено, что происходит чередование деятельности с преобладанием, либо мотивационного, либо операционного компонента. Например, если в младенчестве максимально задействована мотивационная сторона и эмоциональный аспект взаимодействия, то на следующем этапе начинает преобладать операционное взаимодействие с миром и его изучение. Потом опять происходит дальнейшая смена и чередование. Подобные чередования всегда ориентированы на опережение, создавая таким разрывом условия для развития в дальнейшем. Высокий уровень мотивации приводит ребенка в те условия, где он начинает чувствовать недостаток операционных умений, и тогда включается следующий вид деятельности. На этапе полного освоения операционных моментов определенного периода начинает ощущаться недостаток мотивации, что не позволяет оставаться на достигнутом уровне и соответственно начинается новая фаза развития, с преобладающим мотивационным компонентом. Конфликт мотивации достижения и уровня присутствующих возможностей является внутренним элементом запуска развития.

Важно понимать, что подобное противостояние ведущих компонентов не означает присутствие только одного из них, скорее их влияние неразрывно, просто сменяется фокус внимания с операционной стороны на мотивационную и обратно.

Задатки – природная основа способностей

Способности – это, в психологии, свойства личности, обуславливающие быстроту и качество освоения знаний, умений и навыков. Начальной формой будущих способностей являются задатки, представляющие собой наследственные анатомо-физиологические особенности организма, которые могут проявляться в виде следующих свойств нервной системы:

  • Особенное восприятие художественных форм, звуков или красок (способность к их распознаванию или анализу, быстрое их запоминание или воспроизведение).
  • Высокая чувствительность нервной системы.
  • Стремление к знаниям, высокая активность к общественным связям.
  • Хорошая память и логическое мышление, умение анализировать или обобщать.

Отличие задатков от способностей в том, что они не специфичны и не могут конкретно относиться к какой-либо одной деятельности или к какой-то определенной способности. Одни и те же задатки могут использоваться в формировании различных способностей в различных сферах деятельности.

Например, отличное зрение и врожденная внимательность могут стать частью способностей художника или профессионального стрелка из лука. Разные виды деятельности требуют определенных способностей, которые в свою очередь могут базироваться на необходимых им задатках.

Задатки – природная основа способностей

Задатки зрительной системы могут использоваться в деятельности, требующей хорошего зрения (изобразительное искусство, спорт). Задатки речевого аппарата с успехом могут применяться в сфере, требующей высокого уровня его развития (ораторское искусство, лингвистика).

Читайте также:  Методы развития творческого мышления и творческих способностей

Задатки являются базовыми «кирпичами», на которых строятся способности и вся профессиональная деятельность человека. Они начинают проявляться в детском дошкольном и раннем школьном возрасте. В этот период происходит функциональное развитие участков мозга, отвечающих за координацию органов движения, логику мышления, а также совершенствование различных анализаторов:

  • зрение;
  • слух;
  • осязание.

Обнаруженные задатки у ребенка необходимо развивать в отношении той сферы деятельности, которая ему интересна. В результате формирование способностей будет проходить более эффективно, и соответствовать необходимым требованиям этой деятельности.

Важные качества личности

Каждый человек на своём рабочем месте должен уметь профессионально относиться к окружающим. У него должно быть в норме психическое и физическое развитие, соответствующее требованиям специальности или профессии.

Одно из основных важных качеств – это правильное и культурное общение. Каждый сотрудник должен уметь делиться своими знаниями и навыками. Однако необходимо иметь и деловой стиль. Сотрудник в случае необходимости должен уметь культурно, без криков и упрёков, объяснять ошибки другого человека.

При правильном общении повышается успешность трудовой деятельности и её выполнения. На каждом предприятии имеется договор. Перед поступлением на работу человек обязан с ним ознакомиться. В договоре есть пункт, где описаны важные профессиональные качества личности. Предприятие призывает сотрудников их придерживаться.

Качество профессиональной деятельности зависит от зарплаты, интереса, мотива, характера, отношения и условий труда. Если сотрудникам предоставить отличный мотив для работы, тогда они будут не только сами совершенствоваться, но и помогут предприятию развиваться.

Характер – это немаловажное качество личности. Нельзя на рабочем месте показывать своё недружелюбие и плохое настроение. Всегда необходимо помнить, что на работе нужно выполнять исключительно свои обязанности. Плохое настроение всегда оставляйте за дверями офиса. Именно от вас зависит не только качество выполненной работы, но и атмосферы в целом.

Область профессиональной деятельности – это не только предприятия, но и научные исследования, социальные или экономические проявления.

IQ медицина - лечимся с умом