Дислексия — что это такое, известные люди с дислексией

Дислексия… Многие до поры до времени даже не слышали такого диагноза, а тут, как гром среди ясного неба — у вашего ребенка дислексия речи… Давайте разберемся на сайте japsix.ru, что же это такое, какие признаки имеет это расстройство речи, какие причины могут его вызвать, ну и конечно, что делать родителям в такой непростой ситуации.

Лечиться лучше раньше, чем никогда

Диагноз «дислексия» врач-дефектолог или психоневролог не имеет право поставить раньше, чем ребенку исполнится 10–11 лет. До этого возраста можно говорить только о наличии трудностей в обучении чтению и письму. Но если в первые полгода учебы первоклассник за букварь садится только из-под палки, то родители не должны терять время даром. Спохватившись вовремя, можно справиться с этой проблемой вполне успешно и за относительно короткий срок. Чем позже начать ликвидировать эти трудности, тем дольше придется работать. Научить читать запущенного дислексика хотя и трудно, но возможно, а вот сделать так, чтобы он получал удовольствие от общения с книгой – увы, практически нереально.

Раньше ученые связывали развитие трудностей в обучении чтению только с нарушением речевого развития.

Сегодня известно, что причин этого явления гораздо больше. Кроме упомянутого фактора это могут быть еще и проблемы зрительного и зрительно-пространственного восприятия, нарушение моторных и зрительно-моторных координаций, несформированность рабочей памяти и внимания, нарушения артикуляции, несформированность слухового восприятия и т. д. Если хотя бы одна из этих «кнопочек» у ребенка западает, возникают проблемы с обучением в целом. Выявить, что именно из этих функций хромает, самим родителям нелегко, поэтому лучше всего обратиться к специалистам: логопедам, дефектологам, психоневрологам. В их арсенале есть специальные методики, которые помогают сначала разобраться в причинах развития дислексии, а затем и скорректировать эти проблемы.

На занятиях используются различные речевые игры, разрезная или магнитная азбука для складывания слов. Ребенок тренируется в правильном произношении определенных звуков, учится определять, какой букве на письме соответствует звук, выделяет грамматические элементы слов. Владеют специалисты и определенными секретами, многие из которых совсем бесхитростны. Например, для гиперактивных детей с нарушениями внимания порой достаточно применить простое приспособление – надеть на книжную страницу полоску с передвижным «окошечком», в которое помещается отдельное слово. Тогда все внимание ребенка будет концентрироваться на одном этом слове и не будет отвлекаться на другие.

Читайте также:  Депрессия: признаки, виды, как лечить, что делать

Дислексия — симптомы

Диагностика дислексии может вызывать затруднения и быть сопутствующим симптомом более тяжелых нарушений. Родители, учителя могут заметить особенные трудности ребенка при обучении, что является поводом посетить специалиста. При этом, важно обратить внимание: общий уровень интеллекта соответствует возрастной норме. Симптоматика дислексии:

  • затруднения в изучении алфавита;
  • буквы, слова, цифры – видят иначе;
  • отставание в письме, чтении;
  • дефекты в звукопроизношении;
  • плохая память на имена, числа, только что прочтенный текст;
  • прочтение текста медленное с большими паузами и перестановками букв, слогов в словах;
  • математические вычисления представляют сложность;
  • плохое распознавание букв, дающих одинаковые звуки;
  • чтение первой строки текста может быть правильным, но с последующей строки восприятие теряется;
  • высокая эмоциональная лабильность (раздражение, гнев);
  • во взрослом возрасте: затрудненное изложение мыслей, неспособность запоминать маршруты, даты;
  • пространственные нарушения и ориентация на местности: верх-низ, правое-левое – трудноразличимые категории.

Овладение чтением

Воспроизведение звуковой основываясь на его графическом изображении, — это и есть процесс по психолого-физиологической структуре противоположен письму. Когда мы пишем, то выражаем смысл в буквенных знаках, а когда читаем, понимаем смысл через восприятие букв.

В процессе чтения задействованы речеслуховой, речезрительный, речедвигательный анализаторы. Чтобы читать, нужно двигать глазами, забегать вперед (антипация) и возвращаться назад (регрессия). Если свобода движения по тексту глаз ограничена, то процесс чтения нарушается, ведь восприятие слов происходит непосредственно в момент фиксации, то есть тогда, когда глаза останавливаются на строке. Количество фиксаций зависит от того, насколько знакомы слова, их структуры и т. п. Буквы в слове играют роль ориентиров. Когда мы читаем, то воспринимаем не все буквы, а только доминирующие.

Вторая группа

Мнестическая форма встречается особенно часто. В большинстве случаев проявления мнестической дислексии становятся заметными у детей во время обучения чтению. В таком возрасте подобное явление принято считать нормой. Если ребенок и дальше, вплоть до взрослого возраста, не будет понимать буквы, то можно говорить о наличии психического нарушения. Главной характеристикой отклонения считается нарушение в ассоциации между зрительной формой буквы и тем, как она произносится.

В случае оптической формы взрослый человек может читать слева направо, заменять буквы, которые практически одинаково пишутся, соскальзывать со строки непосредственно во время чтения.

Вторая группа

Тактильная дислексия чаще всего встречается у людей, которые плохо видят. Они могут пропускать слова, искажать смысл того, что они прочитали, заменять буквы, которые между собой графически похожи.

Читайте также:  Заикание у детей: причины, методы лечения и коррекции

Различные формы расстройств

Специалисты различают несколько типов расстройств при чтении и письме. Они могут встречаться по отдельности или сочетаться вместе. Существует следующая классификация дислексии:

Различные формы расстройств
  • собственно дислексия — трудности в свободном чтении, часто в сочетании с проблемами с письмом;
  • гипердисклексия — неспособность читать и понимать прочитанное, несмотря на хорошее мастерство техники чтения;
  • диспортография — трудности с освоением правильной орфографии (отсутствие грамотности на письме);
  • дисграфия — проблемы с каллиграфией, так называемый «уродливый почерк», трудный для чтения;
  • дискалькулия — трудности с освоением математики и устным счетом;

Причины развития патологии

При исследованиях у дислексиков выявляется меньшая активность задней части левой височной извилины. У них проявляются видимые отклонения от нормальных показателей в структуре ткани головного мозга, обнаруживаются менее плотные участки. Распространенность заболевания составляет почти 5% среди детей, причем у мальчиков оно наблюдается почти в 4 раза чаще.

Европейские и американские специалисты сходятся во мнении, что главной причиной дислексии является наследственная предрасположенность к способности читать и писать. Они уверены, что такая особенность характерна для людей с правополушарным типом развития и мышления. Многие российские врачи считают, что причинами психического нарушения являются другие факторы:

  • порок сердца у матери или врожденный порок сердца у плода;
  • неправильное прикрепление плодного яйца во время беременности, что провоцирует гипоксию;
  • продолжительные роды и асфиксия плода (обвитие шеи пуповиной);
  • плацентарная недостаточность;
  • преждевременная отслойка плаценты;
  • желтуха новорожденных.

Нарушения в развитии головного мозга и центральной нервной системы могут быть вызваны сильной алкогольной интоксикацией при беременности или отравлением медикаментами будущей матери. Кроме того, дислексия проявляется после механических вмешательств в процесс родов (использование плодоизвлекающих средств).

Врачи рекомендуют крайне внимательно и осторожно относиться к своему здоровью беременным женщинам. Опасными последствиями могут обернуться такие заболевания, как:

  • корь;
  • краснуха;
  • герпес;
  • ветряная оспа;
  • грипп.

Инфекционные поражения организма затрагивают головной мозг не только будущей матери, но и развивающегося плода. Впоследствии такие нарушения трудно поддаются лечению.

Проблемы с созреванием, развитием и функционированием структур и полушарий головного мозга могут возникнуть и в постнатальном периоде. У ребенка развивается дислексия после получения черепно-мозговой травмы, детских инфекционных болезней (полиомиелита, кори, ветряной оспы), а также перенесенной нейроинфекции. Практически в 98% случаев проблема встречается, если у малышей диагностированы ДЦП, умственная отсталость, серьезное речевое нарушение.

Специалисты выделяют и социальные факторы, которые выступают причинами дислексии. К ним относятся недостаток живого общения, неблагоприятное окружение, слишком активный режим обучения, а также слабое развитие устной речи.

КАК ПРОВОДИТСЯ ЛЕЧЕНИЕ ДИСЛЕКСИИ У ДЕТЕЙ?

Почему так важно своевременно выявить и начать лечение дислексии у детей?

Для начала стоит отметить, что люди, страдающие от дислексии, могут добиться существенных успехов в своей жизни. Чтобы вы убедились в этом, достаточно перечислить имена нескольких известных во всем мире дислектиков – Леонардо да Винчи и Альберт Эйнштейн, Ганс-Христиан Андерсен и Генри Форд, Квентин Тарантино и Мэрилин Монро.

Читайте также:  Как избавиться от страхов советы психологов

Большинство детей с дислексией – это любознательные малыши с богатой фантазией, они активны и талантливы, часто проявляют выдающиеся способности в каких-то конкретных отраслях. Тем не менее, увидев первые признаки дислексии у детей, необходимо сразу задуматься о коррекции данного нарушения, поскольку, игнорируя его, можно в ближайшем будущем столкнуться с такими проблемами, как:

Ответ на вопрос, как помочь ребёнку с дислексией, помогут найти невролог, логопед, психолог. Для каждого малыша подбирается та методика (в первую очередь специальные фонетические методы), которая позволит овладеть техниками чтения с учетом особенностей его формы дислексии. С этой целью применяются прямое и непрямое обучение.

При лечении дислексии от ребёнка требуется высокая концентрация внимания. Если малышу сложно сосредоточиться, ему может помочь – препарат, который способствует улучшению памяти и внимания ребёнка, и при этом не вызывает привыкания.

Многие родители при достижении их детьми возраста 4-5 лет узнают, что такое дислексия. Именно в этом возрасте дети начинают изучать алфавит, и тогда симптоматика дислексии всплывает на поверхность.

Дислексией называется болезнь, при которой человек не может нормально читать текст. Это расстройство вызвано слабой сформированностью или разрушением психических функций, задействованных в процессе чтения.

Данное заболевание распространено у 5% детей с нормой развития. Дислексия у детей с задержками в интеллектуальном развитии встречается намного чаще – 20-55%. Установлено, что рассматриваемое расстройство чаще встречается у мальчиков.

Для того чтобы понять особенности этого заболевания, важно изучить механизмы дислексии. В осуществлении процесса чтения участвуют следующие речевые анализаторы: двигательные, зрительные и слуховые.

Восприятие текста осуществляется по следующим этапам: сначала человек воспринимает буквы зрительно, глазами (узнает, различает их), затем соотносит данные буквы с звуками, после происходит слияние звуков в слоги – слова – предложения, и в итоге наступает понимание смысла текста. Дислексия – это нарушение очередности данных этапов.

Симптоматика дислексии имеет в большинстве случаев открытый характер и легко диагностируется родителем или специалистом (педагогом, логопедом, психологом). Как говорилось выше, заболевание обнаруживается чаще у дошкольников, однако есть случаи, когда человек узнает о наличии у себя дислексии уже в зрелом возрасте.

IQ медицина - лечимся с умом