Дислексия у детей: симптоматика, диагностика, лечение

Александр Корнев: «Помогают психолого-педагогические коррекционные методы, которые приходится использовать два-три года»

НАИБОЛЕЕ РАСПРОСТРАНЕННЫЕ ПРИЗНАКИ ДИСЛЕКСИИ У ДЕТЕЙ

Показательный симптом дислексии у детей: медленное чтение, пропуск и путаница слов или букв в словах.

Как показывает практика, родители начинают бить тревогу в начальных классах, когда ребенок начинает изучать символы (буквы, цифры, арифметические знаки). Дети с дислексией допускают непонятные ошибки, с большой неохотой читают, с трудом воспроизводят геометрические фигуры и, как правило, имеют плохой почерк. Родители должны насторожиться, если ребенок:

  • при чтении подносит книгу очень близко к глазам, «косит» или закрывает один глаз;
  • читает очень медленно, постоянно пропускает и путает слова или буквы в словах;
  • вместо прочтения пытается «угадать» слова;
  • не понимает (с трудом понимает) прочитанное;
  • жалуется на усталость или головную боль при чтении;
  • пишет слова задом наперед.

При дислексии также могут наблюдаться проблемы с пространственной ориентацией и координацией движений.

Почему возникает дислексия?

Дислексии могут вызываться причинами:

  • органического характера:
  • повреждения мозга в перинатальном периоде (гипоксии, перенесенные матерью тяжелые инфекции, алкогольная или наркотическая интоксикация и т.п.);
  • повреждения во время тяжелых или неграмотно принятых родах (затяжная родовая деятельность, экстренные роды в следствии приэклампсии, использование щипцов, травмирование ребенка и т.д.);
  • поражения центральной нервной системы ребенка в связи с какими-либо травмами, заболеваниями (например, менингит);
  • различные генетические синдромы и заболевания.

«Базой» психических функций, в том числе речи, является мозг человека, поэтому сформированность корко-подкорковых связей, межполушарных связей мозга, стволовая функция, работа мозжечка и т.д. определяют развитие сенсорной сферы, всех высших психических функций (восприятия, мышления, памяти, внимания) и речи.

  • функционального характера, в связи с воздействием:
  • внутренних факторов (депрессивные состояния, астеничные состояния вследствие долгой болезни и т.д.)
  • внешних факторов (неправильная речь окружающих, билингвизм, недостаточное внимание взрослых к речевому развитию ребенка, педагогическая запущенность).

Кроме того, к группе риска относятся дети, имеющие отставания в развитии речи (дизартрию, ринолалию, ОНР, ЗПРР и т.д.)

К механизмам нарушения чтения можно отнести:

  1. несформированность компонентов языковой системы (фонематического восприятия, фонематического, слогового и синтаксического анализа и синтеза, а так же лексического строя речи);
  2. несформированность неречевых высших психических функций (зрительного и зрительно-пространственного восприятия, зрительной памяти, анализа и синтеза, пространственного восприятия, зрительно-моторной координации и связи «рука-глаз», в частности).

Симптомы (распознавание и диагностика дислексии)

Необходимо быть внимательным к развитию ребенка в целом, и если вы заметите какие-либо трудности, обратитесь за советом к специалисту. Диагностика и лечение дислексии требует участия междисциплинарной команды с такими профессионалами, как педагог, логопед и психолог.

Дети дошкольного возраста

Симптомы (распознавание и диагностика дислексии)

Ребенок дошкольного возраста может иметь следующие признаки:

  • Проблемы с запоминанием рифм; отсутствие интереса к рифмам; плохое произношение слов; трудности с усвоением и запоминанием букв; слабое знание букв собственного имени; неспособность к его запоминанию.
  • Ребенок начинает говорить позже, чем большинство других детей.
  • Ребенок имеет большие затруднения в произношение слов, чем другие дети.
  • Медленное пополнение словарного запаса новыми словами и неспособность запоминать нужные слова.
  • Трудности с изучением алфавита, цифр, дней недели, цветов, форм, написания букв и написания своего имени.
  • Ребенок демонстрирует трудности в попытке рифмовать слова, распознавать буквы и фонемы.
  • Замедленное развитие мелкой моторики. Например, вашему ребенку может потребоваться больше времени, чем другим детям того же возраста, чтобы научиться держать карандаш в таком положении, чтобы писать, пользоваться пуговицами и молниями или чистить зубы.
  • Трудности с делением звуков на слова и произношение их вместе.
  • Ребенок трудно понимает, что слова можно разделить на части; сложность ассоциирования букв со звуками; неспособность читать простые слова; жаловаться на то, как трудно читать.
  • Трудно прочесть простые слова, которые не окружены другими словами.
  • Дети могут не спешить изучать связь между буквами и звуками.

В начальной школе

  • У детей не беглая речь (частые паузы или колебания).
  • Неспособность найти правильные слова, их сбивают с толку слова, похожие по звучанию.
  • Проблемы с запоминанием дат, имен, телефонных номеров, списков.
  • Сложность выполнения контрольных задач в течение установленного времени.
  • Проблемы с пониманием формулировок математических задач.
  • Медленное чтение, часто нужна помощь, ребенок боится читать вслух.
  • Крайняя трудность в изучении иностранного языка.
Симптомы (распознавание и диагностика дислексии)

В средней школе и в институте

Ученики в средней школе и студенты могут:

  • Читать очень медленно с большим количеством неточностей.
  • Продолжать писать неправильно или часто писать одно и то же слово по-разному в одном отрывке.
  • Избегать тестов, которые требуют чтения и письма, и откладывать выполнение задач по чтению и письму.
  • Сложности с подготовкой резюме и схемы для занятий.
  • Работать интенсивно над заданиями по чтению и письму.
  • Обладать небольшим количеством навыков работы с памятью и выполнять порученные задания медленнее, чем ожидалось.
  • Иметь небольшой словарный запас, не могут аккумулировать прочитанную информацию в памяти.
Читайте также:  Виктимное поведение: виды, описание и примеры

Оценка проводится по правилам, определяемым термином дислексии: трудности чтения у ребенка или взрослого, который во всех остальных аспектах обладает хорошим интеллектом, сильной мотивацией и достаточным образованием.

Симптомы (распознавание и диагностика дислексии)

Диагностика дислексии основана на уже взвешенном синтезе информации — школьной истории ребенка (или взрослого), наблюдениях за его речью и чтением, а также на результатах тестов по чтению и языку.

Когда обратиться к врачу?

Хотя большинство детей готовы учиться читать в детском саду или первом классе, дети с дислексией часто не могут понять основные принципы, необходимые для этой деятельности на данном этапе. Поговорите со своим врачом, если уровень чтения у ребенка ниже ожидаемого для его возраста, или если вы заметили другие признаки дислексии.

Если это расстройство не диагностировать и не лечить, трудности с чтением, возникшие в детстве, продолжатся и во взрослом возрасте.

Симптомы (распознавание и диагностика дислексии)

Как понять, будут ли у ребенка проблемы с чтением?

— Можно ли распознать дислексию до того, как ребенок начнет учиться чтению? Какие особенности в его поведении помогут насторожиться?

Для того чтобы понять, будут ли у ребенка проблемы с чтением, нужно в целом оценить состояние здоровья ребёнка: его физическое и психо-речевое развитие, умение пользоваться разными видами памяти – все это легко проверяется до школы.

У любой проблемы есть корни. Рассмотрим различные способы диагностики проблем, которые в дальнейшем могут привести к развитию дислексии:

  1. Если у ребенка есть речевые нарушения, он ходит к логопеду. Логопед также смотрит, есть ли у ребенка нарушения фонематического слуха, анализа и синтеза, понимания, нарушен ли словарь и есть ли аграмматизмы (неправильное образование слов и их форм), насколько развита связная речь. Именно на занятиях, развивающих речь, логопед проводит и профилактику нарушений чтения, особенно тех видов, которые связаны именно с речью.
  2. На занятиях по ИЗО и при использовании любых видов ручного труда хороший воспитатель заметит, что у ребенка плохо развита мелкая моторика (не умеет вырезать, лепить, приклеивать, шнуровать, застёгивать пуговицы). Для письма, каллиграфии очень важно уметь выполнять мелкие точные действия. Их тренируют специально. Я рекомендую эти упражнения каждый день.
  3. Если ребёнок идёт в школу, он должен уметь кататься на двухколесном велосипеде — функции письма и чтения требуют координации и слаженности.
  4. Плохое владение ритмом может усложнить усвоение слов со сложной слоговой структурой, значит, его надо развивать — помогут танцы, музыка или более специализированные процедуры, такие как интерактивный метроном.
  5. Для чтения нужны хорошо сформированные зрительно-моторные и слухо-моторные координации, чтобы уметь видеть, слышать, говорить одновременно – именно это важно при чтении.
  6. Ребенок должен уметь запомнить и, если нужно, пересказать то, что он прочитал.
  7. Необходимо понять, какая рука у ребенка – ведущая, какой рукой он будет писать.

— Сама по себе леворукость – повод проверить ребёнка у логопеда?

Как понять, будут ли у ребенка проблемы с чтением?

— Да. Логопеды, психологи, нейрофизиологи и нейропсихологи часто обращают внимание не только на ведущую руку, но и ногу, и глаз. Латерализация важна, потому что в русском языке есть буквы, которые смотрят вправо или влево, симметричны по вертикали и по горизонтали или совсем несимметричны, а леворукий ребёнок может плохо усваивать направления.

На самом деле абсолютное большинство леворуких и амбидекстров (людей, одинаково владеющих двумя руками), кроме ведущей руки никаких особенностей не имеют. Левополушарное расположение центра речи наблюдается у 95 % праворуких и у 70% леворуких. И только у 15% леворуких центр речи находится в правом полушарии. Такие дети имеют особенности мышления — мыслят образами. Они могут обладать способностями к рисованию, музыке, а могут, наоборот, иметь ряд неврологических проблем.

Индивидуальный латеральный профиль помогает определиться с типом программы обучения (в зависимости от сочетаний ведущей руки, глаза и т.д. можно рекомендовать ребёнку школу определённого профиля. Например, ведущий левый глаз, рука и плечо – повод отдать детей в математическую.

Читайте также:  Как ласково назвать парня? Ласковые слова для любимого по имени!

Детей с разной латерализацией имеет смысл отдать в школу, где больше внимания уделяют чтению и гуманитарным наукам. А вот подход большинства гимназий, где берут сложную программу сразу по всем предметам, — неверный. Такая учёба очень тяжело даётся даже обычным детям и крайне тяжело – правополушарным леворуким).

Как определить ведущие руку, ухо, глаз Например: попробуйте покидать ребенку маленький мячик, который он должен ловить любой рукой, но только одной. Ведущая рука определяется по тому, какой рукой чаще пойман мяч. Можно попросить ребенка «размешивать» ложкой сахар в стакане, «вдеть воображаемую нитку в иголку: у леворукого ребенка нитка окажется в левой руке. Проверить ведущее ухо можно, попросив послушать, тикают ли часы. Ребёнок развернётся ведущим ухом к источнику звука. Проверить ведущий глаз – попросив «посмотреть в скважину, прищурив один глаз. Глаз, которым ребёнок будет смотреть в скважину, — рабочий». Все эти тесты достаточны условны. Главный критерий – какой рукой ребёнку предпочтительно действовать в быту: держать ручку, карандаш, ложку для того, чтобы писать, рисовать и есть.

Меры профилактики

Предупредить патологию легче, чем корректировать. Развивайте зрительно-пространственное и речевое восприятие, мелкую моторику с раннего возраста. Активно используйте двигательные и развивающие игры.

Демонстрируйте картинки с животными, предметами, а позже — словами, буквами. Дети лучше воспринимают информацию именно визуально. Увиденное откладывается в памяти сразу вместе с лексической составляющей.

Профилактику важно начинать задолго до школы. Все задания начинайте от самых простых, усложняя только по мере полного освоения предыдущего этапа.

Прогноз на выздоровление

При комплексном подходе — устранении сопутствующих речевых и психических нарушений и в случае, если соблюдается разумный баланс, эффективность коррекции и профилактики высокая. Важно соблюдать меру — проводить занятия регулярно, но не переусердствовать.

Люди-дислексики нередко — талантливые и неординарные личности. Подчеркивайте уникальность, но делайте акцент на социальное, физическое и психологическое здоровье вашего чада. Успехов!

Лечение дислексии у детей

Дислексия требует комплексного подхода: коррекцией отклонения занимаются такие специалисты, как логопед, психиатр и психолог. Программа лечения всегда подбирается индивидуально.

Лечение включает несколько этапов:

  • вначале занимаются распознаванием слов, выделяя их составные части. Задача данного этапа – научить ребенка грамотному определению звуков и разделению слов на основные компоненты и части;
  • затем приступают к работе над целыми предложениями, в которых ребенок также должен научиться ориентироваться, выделяя его компоненты.

В ходе коррекции дислексии активно используются фонетические курсы. Иногда для лечения отклонения применяют методику, суть которой заключается в придании напечатанным словам мысленного образного выражения. Благодаря этому ребенок восполняет имеющиеся пробелы.

Если пациент – ребенок дошкольного возраста, то логопед проводит занятия в форме игры. В ходе занятий выполняются следующие виды заданий:

  • чтение отдельных букв и их сочетаний;
  • поиск конкретной буквы в небольшом тексте;
  • обведение букв по контуру;
  • добавление недостающих компонентов отдельных букв.

В дошкольном возрасте описываемое отклонение успешнее поддается лечению, чем в более старшем: в этот период развить способности к анализу и синтезу информации, память, моторику и внимание гораздо легче.

Важной составляющей лечения является поддержка родителей и близких, поскольку проблема, отличающая ребенка от всех других детей, может повлечь замкнутость, развитие депрессии и комплекса неполноценности. Ни в коем случае нельзя ругать ребенка, называть его ленивым, угрожать наказанием.

Симптомы дислексии

Способен или не способен ребенок к овладению чтением, можно узнать только ближе к семи годам, поэтому ранняя диагностика дислексии затруднена. Однако некоторые признаки заболевания можно заметить в раннем детском возрасте. В связи с тем, что данное нарушение обусловлено незрелостью мозговых структур, ребенок с младенчества отстает в развитии. У большинства детей довольно рано проявляется задержка в психомоторном развитии: отсутствие ползания, трудности в освоении навыков ходьбы (начинают ходить только к двум годам). Запаздывает речевой онтогенез: первые слова появляются после года, фразовая речь может отсутствовать до трех лет. В раннем возрасте у детей-дислектиков наблюдаются также невротические и невропатоподобные признаки: срыгивания, нарушение сна, общее беспокойство, резкие вздрагивания, необоснованный плач.

Одно из психопатологических проявлений ребенка с дислексией в раннем возрасте – психический инфантилизм. Эти дети менее самостоятельны, но более внушаемы, непосредственны. Склонны проявлять пассивность при возникновении трудных ситуаций, у них слабо развиты волевые процессы. В основе мотивации у таких детей лежит принцип удовольствия, поэтому они выполняют те задания, которые сулят награду. У них узкий круг интересов, мышление банально, даже на школьной скамье они выдают шаблонные суждения. Практически у всех дислектиков проявляетсяастеническая или церебрастеническая симптоматика: они быстро утомляются из-за сниженной работоспособности, не могут долго концентрировать внимание, постоянно отвлекаются. Уровень развития интеллекта у таких детей соответствует пограничной умственной отсталости.

Читайте также:  Куда поехать с ребёнком летом в России?
Виды дислексии

Существует несколько классификаций дислексии. В логопедической работе принято использовать классификацию Р.И. Лалаевой, в основе которой лежит принцип нарушенных операций:

  1. Фонематическая дислексия связана с недоразвитием функций фонематической системы: смыслоразличительной, слухопроизносительной, фонематического анализа. Искажение звуко-слоговой структуры слова выражается в добавлении при чтении лишних букв, изменение их последовательности. Часто встречается побуквенное чтение. Недоразвитие фонематического восприятия приводит к смешению акустико-артикуляторных близких звуков [б]-[п], [с]-[з].

  2. Семантическая дислексия – нарушение понимания прочитанного при технически правильном чтении. Ребенок может произносить отдельные слоги, но не объединяет их в слова, поэтому информация не воспринимается. Или читает целыми словами, но не соотносит их в пределах предложения и текста в целом.

  3. Аграмматическая дислексия. Связана с недоразвитием лексико-грамматического строя речи. встречается чаще всего у детей с ОНР (обшее недоразвитие речи). Ребенок, например, может присоединять неверные окончания к словам.

  4. Мнестическая дислексия – нарушение речевой памяти. Ребенок с трудом запоминает букву, смешивает буквы при чтении, неправильно называет некоторые буквы. Букву Б прочитывает как В, букву П как Н в связи с их внешним сходством.

  5. Оптическая дислексия. Характеризуется нарушением зрительного восприятия при узнавании предметов. Зеркальное прочитывание некоторых слов, например «но», читается как «он», «на» — «ан». Нарушение оптико-пространственных отношений приводит к тому, что ребенок стремиться читать всю строку справа-налево или даже всю страницу пытается читать из нижнего правого угла в левый верхний. Также при чтении ребенок может соскальзывать с одной строки на другую, на нижнюю или даже верхнюю.

  6. Тактильная дислексия – расстройство, проявляющееся у слепых. Они используют при чтении сенсомоторную систему распознавания знаков (доска Брайля).

Диагноз «дислексия» ставится неврологом. Логопед или дефектолог после проведения необходимой диагностики выявляют лишь вид дислексии и намечают методы коррекционной работы с ребенком-дислектиком, о которых поговорим в следующем материале.

Юлия Савельева

Есть вопросы? Задайте их

доктору. Онлайн. Бесплатно

ЗАДАТЬ ВОПРОС НЕВРОЛОГУ, ЛОГОПЕДУ

Профилактика

В качестве первичной профилактики разработаны схемы, основанные на дошкольной поддержке лингвистических способностей. В течение нескольких лет в детских садах должна применяться ранняя программа поддержки «Слушай и учись». Она используется с небольшими группами детей за полгода до того, как они пойдут в школу. Основное внимание должно уделяться языковым играм, распознаванию рифм, «хлопающим» слогам, обучению правильному звукопроизношению. Ранняя поддержка также снижает риск для детей, которым угрожает дислексия.

Значимость семей в поддержке языковых навыков у дошкольников хорошо известна. Домашняя программа «Давай читать!» связывает поддержку дошкольного языка с чтением вслух и поощрения знания алфавита. За последние полгода, прежде чем ребенок начнет учиться в школе, один из родителей должен ежедневно проводить 15 минут занятий с ребенком дома. Издано много книг с играми и заданиями, включающими распознавание и создание рифм; изучение слов и предложений, буквенно-звуковых ассоциаций. Мероприятия очень интересны для детей, а также такая схема готовит их к школе.

Регулярное чтение вслух с детьми.

Симптоматика

Ошибки при чтении – это еще далеко не все проявления расстройства. Специалисты, рассматривающие проблему более широко, говорят также о клинических признаках, которыми зачастую сопровождается дислексия. Симптомы, к примеру, включают церебрастению, психический инфантилизм. Непосредственно нарушение навыка чтения проявляется в замедленном темпе данной речевой деятельности и большом числе разнообразных ошибок. Среди них можно выделить несколько групп:

  • смешение и замена букв, которые обозначают фонетически близкие звуки;
  • замена сходных графически букв;
  • перестановка, пропуски/добавления слогов и букв, то есть искажение звуко-слоговой структуры;
  • проблемы с пониманием прочитанного слова, предложения, текста в условиях отсутствия нарушений в технике чтения;
  • аграмматизмы, зеркальное чтение.
IQ медицина - лечимся с умом