Если у ребенка синдром дефицита внимания и гиперактивности

СДВГ у подростка – распространенная форма отклоняющегося поведения. Взгляды специалистов на данную патологию сильно отличаются. Некоторые психологи и психиатры считают, что синдром дефицита внимания и гиперактивности – это возрастной феномен, обусловленный естественным ходом развития нервной системы. Другие же полагают, что диагноз требует комплексной терапии.

Определение понятия

Синдром дефицита внимания и гиперактивности – это неврологический диагноз, проявления которого не поддаются произвольному контролю со стороны больного. По МКБ-10 патология классифицируется как нейроонтогенетическое расстройство. Основными компонентами недуга являются импульсивность, слабая концентрация внимания, гиперактивность. Соответствующий диагноз врач ставит при наличии нескольких признаков СДВГ. Патология обусловлена неправильным функционированием головного мозга.

Определение понятия

По статистическим данным, это заболевание обнаруживается у 10% детей подросткового возраста.

СДВГ: что это такое у детей?

СДВГ – это неврологическое расстройство, для которого характерны импульсивность, дефицит внимания, чрезмерная двигательная активность и быстрая речь. Проще говоря – чрезмерное перевозбуждение, превышающее норму. В медицине синдром дефицита внимания и гиперактивности обозначается аббревиатурой СДВГ.

Это создает определенные трудности не только окружающим малыша взрослым людям, но и самому ребенку. Появляются трудности в общении, что в дальнейшем может выплеснуться в формирование негативных сторон характера. Ребенок проявляет агрессию к окружающим, вмешивается в разговоры взрослых, не участвует во многих коллективных играх. Он прекрасно понимает все, что говорят взрослые, но просто не в состоянии выполнить их инструкции из-за чрезмерной импульсивности.

Дети с СДВГ — как не упустить время?

Синдром дефицита внимания и гиперактивности у ребенка или СДВГ – это самая распространенная причина нарушения поведения и проблем в учебе у детей дошкольного возраста и школьников. Заподозрить СДВГ можно уже в самом раннем возрасте, а особенно чувствительно это становится в школьном периоде, поскольку создает проблемы в обучении.

Как распознавать эту проблему на разных этапах развития, что делают специалисты, и чем могут помочь ребенку родители — главные темы данного курса.

Данный курс, разработанный с учетом 25-летнего практического опыта призван помочь родителям и специалистам.

Формат вебинаров позволяет присутствовать и тем и другим, поскольку информация подается в понятной и доступной форме, и подтверждается данными научных исследований и практики самого автора.

Состоит из 4 вебинаров по 2 часа.

Программа:

  • причины возникновения СДВГ, первые симптомы и проявлениям в разных возрастах, что должно насторожить
  • современные методы диагностики и лечения, прогнозы
  • влияние дефицита внимания и гиперактивности на развитие познавательной сферы детей: восприятие, память, речь, интеллект
  • методы помощи ребенку с СДВГ в обучении и повседневной жизни

В первой части мы познакомимся с тем, что такое СДВГ с медицинской и научной точек зрения, какие проявления в поведении ребенка говорят в пользу СДВГ, а какие против наличия у него этого синдрома, как СДВГ проявляется в разных возрастах, как принято диагностировать и лечить этот синдром в современном мире, что думают по поводу причин возникновения у ребенка этого расстройства развития и как оценивают прогноз.

Во второй части мы поговорим о том, как влияют дефицит внимания и гиперактивность на развитие познавательной сферы детей и на их обучение, что происходит с их восприятием, памятью, речью, интеллектуальными процессами, с какими проблемами они сталкиваются в школе.

И, наконец, в третьей и четвертой частях речь пойдет о том, как можно помочь ребенку с СДВГ, что могут делать родители, для того, чтобы в его распоряжении оказались полезные средства саморегуляции, которыми он мог бы пользоваться в повседневной жизни.

Как помочь сгладить проявление СДВГ

Лечение СДВГ требует комплексного курса действий с учетом возраста ребенка, тяжести симптомов и возможного сосуществования других расстройств. Основными лечебными процедурами являются:

Лекарственная терапия

Очень важна, хотя и не занимает первое место в лечении СДВГ — лекарственная терапия, которую следует рассматривать в следующих ситуациях: высокая интенсивность симптомов, или в случае сосуществования других психических расстройств, если ребенок не справляется с обучением.

Медикаментозное лечение СДВГ — как и в случае других психических расстройств у детей и взрослых — является симптоматическими. Это означает, что препараты, только уменьшают симптомы, но не устраняют причину расстройства.

Метилфенидат.  В настоящее время препаратом выбора является метилфенидат, который принадлежит к группе так называемых психостимуляторов, которые улучшают концентрацию внимания. Эффективность препарата оценивается на 80%.

Наиболее часто наблюдаемые и обычно преходящие побочные эффекты — головные боли, расстройства сна, учащенное сердцебиение и повышение артериального давления, снижение аппетита. Менее частые осложнения: подавленное настроение, психотические расстройства, судороги.

Читайте также:  Как вернуть доверие близкого человека после лжи

Атомоксетин – это препарат для лечения СДВГ, который не принадлежит к психостимуляторам.

Психологическая помощь

— психообразование — оптимальное решение заключается в предоставлении психологической помощи не только родителям, но и другим людям, которые участвуют в уходе за ребенком (учителям, преподавателям, членам семьи);

— индивидуальная психотерапия для ребенка — особенно в сочетании с эмоциональными расстройствами, тревогой, низкой самооценкой;

— семейная терапия — если в семье возникают конфликты и напряженность в отношениях между ее членами;

— социальное обучение навыкам, как справиться с гневом и агрессией;

Каков прогноз?

У  70% детей, страдающих от симптомов СДВГ,  они сохраняются и в подростковом возрасте, и в 5-10% также в зрелом возрасте.

Как помочь сгладить проявление СДВГ

При отсутствии лечения, СДВГ несет высокий риск осложнений со здоровьем, эмоциональных и социальных. В школе ребёнок часто имеет репутацию «хулигана» и «плохо воспитанного». Результатом является низкая самооценка и эмоциональные проблемы, которые растут с течением времени и в подростковом возрасте, и подросток может испытывать трудности в социальном общении.

как помочь сгладить симптомы

Среди здоровья осложнения включают: склонность к перееданию, что приводит к ожирению, нарушения сна, депрессия и тревога.

Сам по себе синдром не несет особой опасности ребенку, только доставляет лишние проблемы и отражается  на усвоении новых знаний, что может повлиять на отношение со сверстниками и учителями.

В подростковом возрасте проявление этого синдрома увеличивает риск социальной дезодаптации, алкоголизма и наркомании.  Поэтому синдром СДВГ  следует лечить.

Важно помнить, что…

  • СДВГ является одним из наиболее распространенных психических расстройств у детей.
  • Эффективное лечение требует сотрудничества со стороны родителей, опекунов, психолога, врача, учителя и школьного психолога. Без участия школ эффективную помощи ребенку с СДВГ предоставить практически невозможно.
  • Если препараты эффективно снижают выраженность симптомов, но их использование должно быть частью лечения.

Необходимые рекомендации родителям по коррекции

Ребенку с синдромом активности и возбудимости необходимо обеспечить комплексное индивидуализированное сопровождение, с психолого-педагогической коррекцией, психотерапией и медикаментозным лечением:

Обучение по щадящему режиму в классе с малой наполняемостью, сокращенными уроками, дозированными домашними заданиями.

Ограничение участия в массовых мероприятиях, но предоставление возможности для физической активности, прогулок, полноценного питания, достаточного сна.

Проведение аутогенных тренировок под руководством психолога, индивидуальной психотерапии.

Комплексная коррекционная работа педагогов и родителей по обучению взаимоотношений со сверстниками и взрослыми, контролю за собственным поведением, предупреждению трудностей в социальной адаптации.

Заболевание до конца не изучено. Есть предположение, что все виды лечения, направленные на оздоровление детей, лишь позволяют на какое-то время улучшить состояние больных. В целом, нужно учить детей  жить с этими симптомами, уметь адаптироваться в обществе, для чего нужны самодисциплина и огромная сила воли!

Диагностика СДВГ

В России диагноз «гиперкинетическое расстройство» примерно равнозначен сочетанной форме СДВГ. Для постановки диагноза должны быть подтверждены все три группы симптомов (таблица выше), в том числе не менее 6 проявлений невнимательности, не менее 3 — гиперактивности, хотя бы 1 — импульсивности.

Для подтверждения СДВГ не существует специальных критериев или тестов, основанных на применении современных психологических, нейрофизиологических, биохимических, молекулярно-генетических, нейрорадиологических и других методов. Диагноз СДВГ ставится врачом, однако педагоги и психологи также должны быть хорошо знакомы с диагностическими критериями СДВГ, тем более что для подтверждения этого диагноза важно получить надежные сведения о поведении ребенка не только дома, но и в школе или дошкольном учреждении.

В детском возрасте довольно часто встречаются состояния-«имитаторы» СДВГ: у 15-20% детей периодически наблюдаются внешне сходные с СДВГ формы поведения. В связи с этим СДВГ необходимо разграничивать с широким кругом состояний, сходных с ним лишь по внешним проявлениям, но существенно отличающихся как по причинам, так и методам коррекции. К их числу относятся:

— индивидуальные особенности личности и темперамента: характеристики поведения активных детей не выходят за границы возрастной нормы, уровень развития высших психических функций хороший;- тревожные расстройства: особенности поведения ребенка связаны с действием психотравмирующих факторов;- последствия перенесенной черепно-мозговой травмы, нейроинфекции, интоксикации;- астенический синдром при соматических заболеваниях;- специфические расстройства развития школьных навыков: дислексия, дисграфия, дискалькулия;- эндокринные заболевания (патология щитовидной железы, сахарный диабет);- сенсоневральная тугоухость;- эпилепсия (абсансные формы; симптоматические, локально обусловленные формы; побочные эффекты противо-эпилептической терапии);- наследственные синдромы: Туретта, Вильямса, Смита-Мажениса, Беквита-Видемана, ломкой Х-хромосомы;- психические расстройства: аутизм, аффективные расстройства (настроения), умственная отсталость, шизофрения.

Кроме того, диагностика СДВГ должна строиться с учетом своеобразной возрастной динамики этого состояния.

Причины СДВГ

Многие сторонние наблюдатели, увидев гиперактивного ребенка, могут решить, что он плохо воспитан. Но воспитание никак не связано с гиперактивностью. Причины появления данного нарушения исключительно биологические.

Предпосылки для возникновения СДВГ:

  • повреждение головного мозга различной степени и происхождения в пренатальном и перинатальном периоде; они могут быть минимальными, никак не проявляющимися внешне или имеющими косвенные признаки (например, повышенный тонус мышц). Около 15-20 лет назад специалисты употребляли термин «ММД», то есть «минимальная мозговая дисфункция», говоря о детях с СДВГ. Это понятие подразумевало, что ЦНС формально здорова, но имеет мелкие нарушения функционирования, которые и приводят к гипердинамическому синдрому.
  • недостаточное питание как плода, так и новорожденного;
  • асфиксия или гипоксия новорожденного;
  • интоксикация плода наркотическими или алкогольными веществами.
Читайте также:  10 шагов, чтобы сблизиться с парнем и стать счастливой

При гипердинамическом синдроме независимо от причин его возникновения отмечается поражение префронтальных зон лобных долей головного мозга. Это отдел «контроля и программирования» действий и поведения. То есть у детей с гиперактивностью снижен контроль над собственной деятельностью, а также есть трудности с планированием дальнейших действий (таким образом, они сосредоточены больше на настоящем моменте и тех стимулах, которые их окружают).

В 2005 году отечественными нейропсихологами было проведено исследование, в котором принимали участие дети дошкольного возраста: 50 детей с гиперактивностью и 30 нормально развивающихся детей.

По результатам исследования были выделены три группы нарушений функционирования головного мозга:

  1. Первичная дисфункция мозговых структур (стволовых и подкорковых), у которых вторично страдает функциональное развитие коры мозга. Наиболее всего повреждены префронтальные области (70% от общей выборки детей с гиперактивностью).
  2. Дети с аналогичными нарушениями мозга, но преимущественно повреждены базальные лобные отделы (20%).
  3. Случаи, при которых проявляется первичная функциональная недостаточность префронтальных отделов мозга (10%).

Для детей из первой и второй групп было характерно наличие цикличности действий и колебание степени работоспособности, концентрации внимания. Они легко отвлекались и быстро утомлялись. Психическое истощение при нагрузке наступало довольно быстро, но при этом ситуация не улучшалась при появлении более сильной мотивации к деятельности (интереса). Также у них была повышена импульсивность, агрессивные проявления, дезадаптация. В плане взаимодействия с другими было выявлено, что таким детям присуща настойчивость, импульсивность, хаотичность поведения. Это связано с нарушениями на уровне ствола головного мозга и его подкорковых отделов.

Для 3-й группы характерным являлось повышение устойчивости внимания при достаточной мотивации или заинтересованности деятельностью.

Исходя из вышенаписанного, были сделаны выводы, что у детей с СДВГ присутствует одна из двух проблем:

  1. Мозг получается слишком мало энергии для работы из-за неверного взаимодействия «энергетических» структур (ствол и лимбическая система) и лобных долей. Нейропсихологи в связи с этим любят говорить, что внешней чрезмерно активной деятельностью ребенок пытается сам стимулировать свой мозг; недостаток внутренней энергии организм компенсирует переизбытком внешней).
  2. Отсутствие способности сосредотачивать внимание на конкретной задаче из-за того, что от любого раздражителя ребенок получает одинаковую стимуляцию. Это связано с тем, что страдает энергетический блок мозга, отвечающий за обеспечение его активации и создание нужной мотивации.

Авторы исследования утверждают, что гиперактивность у детей с СДВГ проявляется как компенсация дефицита активационных влияний стороны ствола мозга и лимбической системы на кору больших полушарий. Поэтому основная цель необходимой нейрокоррекции — это наладить связь между «энергетическим блоком» мозга и «блоком программирования», дать нужным нейронным путям и структурам мозга дозреть для адекватной работы. Это позволит коре больших полушарий получать нужное количество энергии естественным образом, а мозг «научится» расставлять приоритеты в деятельности, планировать и принимать решения. Также повысится избирательность внимания, и ненужные стимулы мозг будет воспринимать как фон, а нужные — выделять и качественно обрабатывать.

Все эти эффекты успешно достигаются с помощью метода нейросенсорной слуховой стимуляции Tomatis.

Диагностика

Поскольку заболевание всегда зарождается в детском возрасте, врач должен подробно изучить анамнез пациента. Необходимо собрать всю информацию о развитии симптомов патологии в детстве. После чего невролог назначает полное медицинское обследование, чтобы исключить наличие неврологических, соматических и психических нарушений.

Дефекты нервной системы можно выявить с помощью МРТ, но пациент должен попытаться сконцентрировать внимание на каком-то действии. В этот момент на томографе отчетливо видны органические поражения мозга.

Кроме того, в диагностике используются различные тесты. На основании кода МКБ-10 было создано несколько оценочных шкал симптомов, предназначенных для ранней диагностики СДВГ.

Шкала Коннера

Диагностика

Шкала Коннера разработана в виде опросника для родителей и учителей. Из этих анкет врач получает информацию о поведении ребенка в школе и дома, что позволяет правильно поставить Вандельбирта

Анкета представляет собой таблицу, позволяющую родителям и учителям оценить поведение ребенка по нескольким критериям.

Более 9 000 человек избавились от своих психологических проблем с помощью этой техники.

Основные признаки нарушений:

  • невнимательность;
  • излишняя активность;
  • импульсивность.

В опроснике предлагается проанализировать реакцию ребенка и его поведение в разных ситуациях. В зависимости от результатов тестирования врач может диагностировать заболевание, но при сохранении симптомов в течение полугода и более.

Тест Векслера

Диагностика

Он позволяет оценить интеллектуальные способности ребенка и включает в себя 6 вербальных и 5 невербальных субтестов для трех возрастных групп:

  1. Исследуются способности к запоминанию, составлению логических цепочек, зрительное восприятие, внимательность и наблюдательность.
  2. Изучается понимание и определение содержания слов и фраз, способность к рассуждению, сравнению, формированию понятий.
Читайте также:  Профессиональное выгорание, что надо знать о нем

Тест для самостоятельного определения СДВГ

Маленькие хитрости

  • Никогда не давайте детям сладкое на голодный желудок и особенно остерегайтесь сладкого завтрака. Большинство детских зерновых завтраков, между прочим, настолько сладкие, что их можно называть «десертами».
  • Вместо десерта детям лучше привыкнуть к тому, чтобы часа через два после обеда съедать какой-нибудь легкий пирог или фрукты, и тогда процесс пищеварения у детей не будет нарушаться из-за излишков сахаров, добавленных к съеденной «пище, от которой растут».
  • Не только то, что вы едите, но и как вы это едите, сказывается на вашем того чтобы привить ходунку или ребёнку-дошкольнику хорошие привычки питания, а значит, и хорошее поведение, позаботьтесь о лотке для перекусов. Можно взять форму для льда из морозилки, или жестяную банку для печенья, или пластиковый контейнер с ячейками и наполнить выбранную ёмкость маленькими порциями питательной и яркой пищи. Держите «кормушку» в холодильнике, чтобы она оставалась свежей. Придумайте для этих кусочков завлекательные названия, например: лодочки авокадо (разрезанные вдоль на четыре части авокадо), банановые или морковные (варёная морковь) колеса, деревца брокколи, сырные кубики, яичные лодки (сваренные вкрутую и разрезанные вдоль на четвертушки яйца), палочки (куски пшеничного хлеба из муки цельно-смолотого зерна), луны (очищенные от кожуры кусочки яблока, может быть, тонко намазанные ореховой пастой), улитки и червячки (разной формы отварные фигурные макароны). Не забудьте оставить на лотке местечко для «ныряния». Во что ваш ребёнок любит макать фрукты или хлеб? В молочный или фруктовый кисель? В йогурт?
  • Позвольте ребёнку вместе с вами приготовить лоток для перекусов. (Дети охотнее съедят то, над чем сами потрудятся.) Поставьте «кормушку» со вкусностями на детский столик в помещении, где принимаете пищу, или на нижнюю полку в холодильник, где вы специально отведёте место для этого лотка. Поощряйте ребёнка брать эти маленькие порции с лотка весь день. Когда маленький исследователь ходит «нехожеными» тропами в доме, ему часто требуются остановки, чтобы подзаправиться.

Проходит ли с течением времени?

При взрослении ребенка симптоматика СДВ становится менее выраженной, но последствия синдрома могут стать причиной низкой профессиональной деятельности и склонности к депрессивным состояниям.

Исправить такие последствия будет крайне сложно. При правильном лечении заболевания в детском возрасте вероятность таких факторов в значительной степени снижается.

Последствиями СДВ во взрослом возрасте могут стать следующие факторы:

  • сложности в общении с окружающими людьми;
  • частые смены профессиональной деятельности;
  • сложности в создании семьи;
  • склонность к алкоголизму из-за низкой самооценки и депрессивных состояний.
Проходит ли с течением времени?

Воспитание ребенка с синдромом дефицита внимания подразумевает множество сложностей для родителей. Ошибки могут снизить эффективность терапии или стать причиной осложнений.

Если с малышом трудно справляться самостоятельно, то необходимо обратиться за помощью к специалистам. Врачи и педагоги не только проведут занятия с детьми, но и разъяснят родителям тонкости воспитания детей.

Клинический психолог рассказывает о таком расстройстве, как СДВГ, в этом видео:

Как вести себя с ребенком?

1. Вырабатывайте позитивное отношение. Вместо того, чтобы критиковать ребенка и говорить ему, что он НЕ должен делать, обратите свои замечания в более позитивную сторону и скажите ребенку, что ему СЛЕДУЕТ делать. Например, вместо: «Не бросай свою одежду на пол», – попробуйте сказать: « Давай я помогу тебе убрать одежду».

2. Не скупитесь на похвалу.

3. Помогите своему ребенку не волноваться. Такие занятия, как спокойные игры, прослушивание приятной музыки, принятие ванны, помогут Вашему ребенку успокоиться, когда он раздражен или разочарован.

4. Составьте для ребенка простые и ясные правила. Детям нужен определенный распорядок. С его помощью они знают, когда и что им нужно сделать, и чувствуют себя спокойнее. Выполняйте ежедневные дела в одно и то же время дня.

5. Больше общайтесь. Разговаривайте со своим ребенком. Обсуждайте с ним разные темы, – что случилось в школе, что он видел в кино или по телевизору. Узнайте, что думает ребенок.

6. Ограничьте количество отвлекающих факторов и контролируйте работу ребенка.

7. Правильно реагируйте на плохое поведение. Объясните, что именно Вас рассердило в его поведении.

8. Отдыхайте. Иногда и вам нужен отдых.

9. Если Вы чувствуете, что не справляетесь, поговорите с врачом, который даст необходимый совет.

Хоть и считается, что СДВГ полностью не излечивается, но он поддается корректированию. Лечение гиперактивных детей с дефицитом внимания может сочетать образовательные методы, медикаментозную и поведенческую терапию. Курс лечения расстройства внимания подбирается индивидуально.

Если ваш малыш страдает дефицитом внимания, то вас следует взять на заметку упражнения на развитие внимания.

IQ медицина - лечимся с умом