Шизофрения — психическое заболевание, искажающее общее мышление и восприятие окружающей действительности. В подростковом возрасте эмоциональное состояние человека наиболее нестабильно, поэтому появляется опасность развития психических расстройств (в случае шизофрении более раннее проявление).
Виды патологии

Психологическое расстройство не является в полном смысле психическим заболеванием.

От последнего оно отличается тем, что обычно не сопровождается соматическими заболеваниями и легче лечится.
В психиатрии выделяют ряд отклонений, характерных именно для пубертатного периода. По этиологическому фактору психические расстройства подразделяются на экзогенные и эндогенные.

В возникновении первых виноваты внешние обстоятельства: наркотики, алкоголь, травмы, серьезные заболевания. Вторые являются следствием врожденных патологий: хромосомных мутаций, генетических заболеваний.
Если близкие родственники ребенка страдают от заболеваний психики, то вероятность наследования составляет 25%.

В подростковом возрасте проявляются следующие виды психических расстройств:
- ипохондрия,
- дизморфомания,
- анорексия нервная,
- дереализация,
- деперсонализация,
- поведенческие расстройства: девиантное поведение, социализированное расстройство поведения,
- невроз,
- шизофрения.

- Девиантное поведение , это тип поведенческого расстройства, характерный для пубертатного периода. Подросток игнорирует общественные правила, хочет принадлежать к определенной неформальной группе, отрицает все нормы. Такие дети склонны к суициду. Крайним проявлением девиантного поведения является гебоидное поведение. Обычно оно проявляется на фоне шизофрении. Отличительными признаками являются: садизм, сексуальные извращения, агрессия, общественная изоляция.
- Социализированное расстройство поведения выражается в сочетании в одном ребенке дружелюбности и агрессии. С некоторыми людьми подросток сохраняет нормальные отношения, ненависть и агрессия обычно направлена на педагогов или родителей. Расстройство проявляется в лживости, воровстве, прогулах школы. При этом ребенок не общается с плохой компанией и внешне выглядит вполне «,примерным», школьником.
- Невроз подростка относится к обратимым заболеваниям, отличается частыми сменами настроения, депрессией, страхами. Это отклонение тяжело диагностировать, так как многие родители не обращаются к врачам, списывая поведение ребенка на «,трудный возраст»,. Выделяют неврозы навязчивых состояний, истерические, депрессивные, астенические, ипохондрические.
- Шизофрения. Данное заболевание диагностировано у 2% населения. Дебют болезни приходится на пубертатный период. Зачатую шизофрению сложно отличить от подросткового кризиса. Основные симптомы патологии характерны почти для всех подростков: замкнутость, молчаливость, грустные настроения, нежелание общаться.
Если эти проявления дополняются бредом, галлюцинациями, странностями поведения, то речь идет о шизофрении.
Начальные признаки подросткового возраста
Количественное увеличение выработки адреналина (гормон стресса) влечет за собой как внутренние, так и внешние изменения. Симптоматика начала подросткового периода характеризуется тремя критериями:
Внутренний физиологический
Гормональная перестройка организма, которая проявляется общей вялостью и слабостью, ощущением недосыпа, формированием у девочек вторичных половых признаков, у мальчиков – поломкой голоса.

Внутренний психологический
Буря эмоций, повышенная ранимость, отчужденность, самоедство, неуверенность, негативизм.
Внешний психологический
Переход на новый уровень отношений в семье и в социуме – желание отделиться от семьи, уйти из-под контроля родителей.
Желание обладать бесконтрольной самостоятельностью может привести к:

- нарочитой грубости (по этой ссылке полезная информация о том, как отучить подростка ругаться матом);
- демонстрационному игнорированию;
- оспариванию и отcтаиванию своих новых прав и привилегий в общении со взрослыми, а со сверстниками – к демонстрации ложной независимости, бесшабашной смелости, порой дерзости.
Почитать в тему: Что делать если подросток ушел из дома
Психосексуальное развитие подростка
Психосексуальное развитие подростка – один из наиболее важных аспектов развития подросткового возраста. Вследствие полового созревания возникает половое влечение, фантазии и интересы по отношению к противоположному полу. Психосексуальное развитие – это формирование полового самоосознания, то есть подросток начинает ощущать себя как представитель определенного пола. Главной особенностью этого развития, как для мальчиков, так и для девочек является поиск информации, подражание и осознание своей маскулинности и фемининности. Большое влияние оказывают в этот период и отношения в семье.

Психосексуальное развитие подростка
Причины шизофрении у подростков
Наиболее вероятным толчком к развитию шизофрении считается наследственность. Ученые не могут понять до конца, что именно провоцирует заболевание — гены или сигнальная наследственность.
Частота шизофрении выше у людей, родственники которых имели данное психическое заболевание.
- Проявления симптомов подросткового …
- Гипертонический криз осложненный …
- Особенности диагностики …
- Болезнь Фабри: особенности заболевания …
- YAKABOO.ua …
Физические и психологические стрессы также могут оказать влияние на появление шизофрении у подростков. Крайне важен фактор воспитания семьей — поддержка, теплое отношение и забота о ребенке. Случается, что заболевание провоцируется вирусной инфекцией или простым солнечным сотрясением.
Подростковый кризис
Симптомом подросткового кризиса является также негативизм: появляется враждебность, склонность к нарушению дисциплины и ссорам, стремление к одиночеству. Гармония между правами и обязанностями формируется очень болезненно. Особенно ярко проявляется негативизм у юношей.
Более значимыми для подростков являются отношения со сверстниками, чем со взрослыми. Подросток обособляется от своей семьи. Нередко подростки образуют группы, компании с общими интересами, ценности которых отличаются от таковых у взрослых, оппозиционируют им. Этим они создают у себя чувство независимости.
Разные ценности приводят к неизбежным разногласиям со взрослыми: по поводу прически, стиля одежды, школьных успехов, свободного времяпрепровождения. И все же от родителей наследуются главные ценности и аспекты социальной жизни, отношение к ним. А со сверстниками решаются сиюминутные вопросы.

Авторитарный контроль, запреты и манипулирование ребенком приведут к парадоксальному эффекту: либо к заниженной самооценке, либо к социально неприемлемой форме поведения. Но и невмешательство родителей, и ослабление контроля чревато опасностями, когда подросток предоставлен сам себе, принимая решения и выбирая компании.
Подростковый возраст характеризуется эмоциональными взрывами, бурными переживаниями; почти каждому из них приходят мысли о самоубийстве. Преобладающими являются социальные фобии. Большое значение придается оценке своей внешности, недостаткам ее. Тревожность приводит иногда к самоизоляции, боязни замкнутых и открытых пространств.
Страх перед насмешками, повышенная чувствительность, резкие перемены настроения – эмоциональные расстройства, более характерные для девушек.
Особенности кризиса
1. Непосредственность исчезает, ведь теперь между переживаниями и поведением появляются интеллектуальные процессы, что исключает наивность.
2. Меняются основные переживания:
- ребенок семи лет может открыть факт своих переживаний;
- ребенок осмысленно ориентируется в своих переживаниях;
- переживания имеют смысл, т.е. ребенок понимает, почему и что он чувствует.
Особенности кризиса семи лет – это когда меняется характер переживаний, происходит разделение внешнего и внутреннего. Поэтому у ребенка появляются:
- особое отношение к самому себе;
- новые взаимосвязи между переживаниями;
- соперничество переживаний;
- противоречие переживаний;
- изменение смысла переживаний.
3. Ребенок начинает обобщать переживания, что приводит к так называемой логике чувств. То есть когда у ребенка несколько раз случается неудача, он начинает переживать и тяжело это переживает.
4. В период кризиса школа помогает ребенку перестроить потребности, переоценить ценности.
5. Из-за того, что ребенок развивается, начинают меняться его интересы, цели. Это в свою очередь влияет на его новое отношение к окружающему миру.
6. Особенность кризиса семи лет – это обобщенное отношение к себе. Ребенок учится понимать и ценить себя, составляет для себя особые требования, предпочтения, положение в обществе, оценивает свои возможности и способности.
7. Ребенок меняет свое отношение к окружающим людям, авторитету родных.
Все эти изменения приводят к кризису личности и являются особенностями кризиса семи лет, когда ребенок совершает поступки не из-за сиюминутного желания, а осознанно. То есть мотив отделен от ситуации.
Стабильность и кризис
Стабильный период характеризуется постепенными переменами в характере ребёнка, без каких-либо кардинальных изменений. Развитие личностных черт проходит медленно и отличается незначительными переменами в разные моменты времени, поэтому процесс этот незаметен ни для ребёнка, ни для его близких. Обычно он занимает основную часть детства и может длиться не один год. Тем не менее, результат всегда очевиден, когда сравнивается начало периода и его конец. Причём качества, сформировавшиеся в это время закрепляются и приобретают устойчивость в характере ребёнка.
- Шизофрения в детском и подростковом …
- Основные сведения
- Соматоформная дисфункция вегетативной …
- Основные сведения
- Артериальная гипертензия у подростков …
Кризисные периоды развития длятся не долго и имеют размытые границы. Наиболее заметное проявление кризиса проходит на его пике, когда черты ребёнка внезапно меняются, а поведение становится неузнаваемым. Иногда такие перемены носят разрушительный характер.