Кризис одного года у ребенка: причины и симптомы возникновения

Шизофрения — психическое заболевание, искажающее общее мышление и восприятие окружающей действительности. В подростковом возрасте эмоциональное состояние человека наиболее нестабильно, поэтому появляется опасность развития психических расстройств (в случае шизофрении более раннее проявление).

Виды патологии

Виды патологии

Психологическое расстройство не является в полном смысле психическим заболеванием.

Виды патологии

От последнего оно отличается тем, что обычно не сопровождается соматическими заболеваниями и легче лечится.

В психиатрии выделяют ряд отклонений, характерных именно для пубертатного периода. По этиологическому фактору психические расстройства подразделяются на экзогенные и эндогенные.

Виды патологии

В возникновении первых виноваты внешние обстоятельства: наркотики, алкоголь, травмы, серьезные заболевания. Вторые являются следствием врожденных патологий: хромосомных мутаций, генетических заболеваний.

Если близкие родственники ребенка страдают от заболеваний психики, то вероятность наследования составляет 25%.

Виды патологии

В подростковом возрасте проявляются следующие виды психических расстройств:

  • ипохондрия,
  • дизморфомания,
  • анорексия нервная,
  • дереализация,
  • деперсонализация,
  • поведенческие расстройства: девиантное поведение, социализированное расстройство поведения,
  • невроз,
  • шизофрения.
Виды патологии
  1. Девиантное поведение , это тип поведенческого расстройства, характерный для пубертатного периода. Подросток игнорирует общественные правила, хочет принадлежать к определенной неформальной группе, отрицает все нормы. Такие дети склонны к суициду. Крайним проявлением девиантного поведения является гебоидное поведение. Обычно оно проявляется на фоне шизофрении. Отличительными признаками являются: садизм, сексуальные извращения, агрессия, общественная изоляция.
  2. Социализированное расстройство поведения выражается в сочетании в одном ребенке дружелюбности и агрессии. С некоторыми людьми подросток сохраняет нормальные отношения, ненависть и агрессия обычно направлена на педагогов или родителей. Расстройство проявляется в лживости, воровстве, прогулах школы. При этом ребенок не общается с плохой компанией и внешне выглядит вполне &laquo,примерным&raquo, школьником.
  3. Невроз подростка относится к обратимым заболеваниям, отличается частыми сменами настроения, депрессией, страхами. Это отклонение тяжело диагностировать, так как многие родители не обращаются к врачам, списывая поведение ребенка на &laquo,трудный возраст&raquo,. Выделяют неврозы навязчивых состояний, истерические, депрессивные, астенические, ипохондрические.
  4. Шизофрения. Данное заболевание диагностировано у 2% населения. Дебют болезни приходится на пубертатный период. Зачатую шизофрению сложно отличить от подросткового кризиса. Основные симптомы патологии характерны почти для всех подростков: замкнутость, молчаливость, грустные настроения, нежелание общаться.

    Если эти проявления дополняются бредом, галлюцинациями, странностями поведения, то речь идет о шизофрении.

Начальные признаки подросткового возраста

Количественное увеличение выработки адреналина (гормон стресса) влечет за собой как внутренние, так и внешние изменения. Симптоматика начала подросткового периода характеризуется тремя критериями:

Внутренний физиологический

Гормональная перестройка организма, которая проявляется общей вялостью и слабостью, ощущением недосыпа, формированием у девочек вторичных половых признаков, у мальчиков – поломкой голоса.

Начальные признаки подросткового возраста

Внутренний психологический

Буря эмоций, повышенная ранимость, отчужденность, самоедство, неуверенность, негативизм.

Внешний психологический

Переход на новый уровень отношений в семье и в социуме – желание отделиться от семьи, уйти из-под контроля родителей.

Желание обладать бесконтрольной самостоятельностью может привести к:

Начальные признаки подросткового возраста
  • нарочитой грубости (по этой ссылке полезная информация о том, как отучить подростка ругаться матом);
  • демонстрационному игнорированию;
  • оспариванию и отcтаиванию своих новых прав и привилегий в общении со взрослыми, а со сверстниками – к демонстрации ложной независимости, бесшабашной смелости, порой дерзости.

Почитать в тему: Что делать если подросток ушел из дома

Психосексуальное развитие подростка

Психосексуальное развитие подростка – один из наиболее важных аспектов развития подросткового возраста. Вследствие полового созревания возникает половое влечение, фантазии и интересы по отношению к противоположному полу. Психосексуальное развитие – это формирование полового самоосознания, то есть подросток начинает ощущать себя как представитель определенного пола. Главной особенностью этого развития, как для мальчиков, так и для девочек является поиск информации, подражание и осознание своей маскулинности и фемининности. Большое влияние оказывают в этот период и отношения в семье.

Психосексуальное развитие подростка

Психосексуальное развитие подростка

Причины шизофрении у подростков

Наиболее вероятным толчком к развитию шизофрении считается наследственность. Ученые не могут понять до конца, что именно провоцирует заболевание — гены или сигнальная наследственность.

Частота шизофрении выше у людей, родственники которых имели данное психическое заболевание.

Физические и психологические стрессы также могут оказать влияние на появление шизофрении у подростков. Крайне важен фактор воспитания семьей — поддержка, теплое отношение и забота о ребенке. Случается, что заболевание провоцируется вирусной инфекцией или простым солнечным сотрясением.

Подростковый кризис

Симптомом подросткового кризиса является также негативизм: появляется враждебность, склонность к нарушению дисциплины и ссорам, стремление к одиночеству. Гармония между правами и обязанностями формируется очень болезненно. Особенно ярко проявляется негативизм у юношей.

Более значимыми для подростков являются отношения со сверстниками, чем со взрослыми. Подросток обособляется от своей семьи. Нередко подростки образуют группы, компании с общими интересами, ценности которых отличаются от таковых у взрослых, оппозиционируют им. Этим они создают у себя чувство независимости.

Разные ценности приводят к неизбежным разногласиям со взрослыми: по поводу прически, стиля одежды, школьных успехов, свободного времяпрепровождения. И все же от родителей наследуются главные ценности и аспекты социальной жизни, отношение к ним. А со сверстниками решаются сиюминутные вопросы.

Подростковый кризис

Авторитарный контроль, запреты и манипулирование ребенком приведут к парадоксальному эффекту: либо к заниженной самооценке, либо к социально неприемлемой форме поведения. Но и невмешательство родителей, и ослабление контроля чревато опасностями, когда подросток предоставлен сам себе, принимая решения и выбирая компании.

Подростковый возраст характеризуется эмоциональными взрывами, бурными переживаниями; почти каждому из них приходят мысли о самоубийстве. Преобладающими являются социальные фобии. Большое значение придается оценке своей внешности, недостаткам ее. Тревожность приводит иногда к самоизоляции, боязни замкнутых и открытых пространств.

Страх перед насмешками, повышенная чувствительность, резкие перемены настроения – эмоциональные расстройства, более характерные для девушек.

Особенности кризиса

1. Непосредственность исчезает, ведь теперь между переживаниями и поведением появляются интеллектуальные процессы, что исключает наивность.

2. Меняются основные переживания:

  • ребенок семи лет может открыть факт своих переживаний;
  • ребенок осмысленно ориентируется в своих переживаниях;
  • переживания имеют смысл, т.е. ребенок понимает, почему и что он чувствует.

Особенности кризиса семи лет – это когда меняется характер переживаний, происходит разделение внешнего и внутреннего. Поэтому у ребенка появляются:

  • особое отношение к самому себе;
  • новые взаимосвязи между переживаниями;
  • соперничество переживаний;
  • противоречие переживаний;
  • изменение смысла переживаний.

3. Ребенок начинает обобщать переживания, что приводит к так называемой логике чувств. То есть когда у ребенка несколько раз случается неудача, он начинает переживать и тяжело это переживает.

4. В период кризиса школа помогает ребенку перестроить потребности, переоценить ценности.

5. Из-за того, что ребенок развивается, начинают меняться его интересы, цели. Это в свою очередь влияет на его новое отношение к окружающему миру.

6. Особенность кризиса семи лет – это обобщенное отношение к себе. Ребенок учится понимать и ценить себя, составляет для себя особые требования, предпочтения, положение в обществе, оценивает свои возможности и способности.

7. Ребенок меняет свое отношение к окружающим людям, авторитету родных.

Все эти изменения приводят к кризису личности и являются особенностями кризиса семи лет, когда ребенок совершает поступки не из-за сиюминутного желания, а осознанно. То есть мотив отделен от ситуации.

Стабильность и кризис

Стабильный период характеризуется постепенными переменами в характере ребёнка, без каких-либо кардинальных изменений. Развитие личностных черт проходит медленно и отличается незначительными переменами в разные моменты времени, поэтому процесс этот незаметен ни для ребёнка, ни для его близких. Обычно он занимает основную часть детства и может длиться не один год. Тем не менее, результат всегда очевиден, когда сравнивается начало периода и его конец. Причём качества, сформировавшиеся в это время закрепляются и приобретают устойчивость в характере ребёнка.

Кризисные периоды развития длятся не долго и имеют размытые границы. Наиболее заметное проявление кризиса проходит на его пике, когда черты ребёнка внезапно меняются, а поведение становится неузнаваемым. Иногда такие перемены носят разрушительный характер.

Читайте также: 
IQ медицина - лечимся с умом