От нуля до пяти: где искать спектакли для самых маленьких зрителей

Считается, что вести ребенка в театр имеет смысл лет с трёх, и то на свой страх и риск. Но есть и такие спектакли, на которые можно смело отправляться даже с теми, кому ещё нет и года. Такие постановки называются baby-театром.

Что такое baby-театр

Baby-театр — это спектакли для тех, кому от 10 месяцев до трех лет. Правда, «официальные» возрастные границы очень условны. Встречаются постановки даже для детей от 6 месяцев, а есть и те, на которые вполне можно ходить с пятилетками. Но в любом случае, это очень короткие представления для 10-15 зрителей и их родителей. В них совсем немного слов, почти нет сюжета и привычного деления на сцену-зал. Зато есть небольшое уютное пространство и возможность принять участие в происходящем. В таком театре не страшно и не скучно, прежде всего, потому, что его главные герои — обычные, знакомые вещи, которые вдруг как будто становятся волшебными. Здесь сценой может стать лоскутное одеяло, тень от ветки в руке может превратиться в птицу, а следы, только что оставленные на песке, могут отправиться в путешествие. Причем, при желании всё те же превращения можно позже проделать дома.

Зачем это нужно

Быть может, найдутся скептики, которые скажут: зачем водить ребенка в театр сегодня, когда в любом доме есть телевизор, видеомагнитофон и DVD, а в магазинах — полно мультиков на любой вкус. Так стоит ли тратить время и деньги? Но как раз в обилии мультфильмов — одна из главных проблем нашей цивилизации.

Сегодняшние дети учатся пользоваться телевизионным пультом раньше, чем ходить на горшок, и телевизор (вкупе с компьютером) с самого раннего детства становится для них едва ли не единственным каналом получения информации о мире.

Нельзя отрицать и того, что информация эта организована и структурирована иначе, чем в книгах, и не обладает привычными функциями текста. Вполне возможно (и это подтверждают уже новейшие исследования в области нейропсихологии), при работе с видеоматериалами и компьютерными файлами включаются иные отделы мозга, чем при работе с книжными текстами. И в результате у детей нарушается формирование текстового мышления. Мы можем сколь угодно сетовать по этому поводу, но остановить бурный рост информационных технологий невозможно, а главное — абсолютно бессмысленно, как невозможно и бессмысленно пытаться запретить детям пользоваться современными носителями информации.

Читайте также:  6 способов, как правильно мотивировать ребенка

Но нужно очень отчетливо понимать, что сегодня детей, как никогда ранее нужно учить быть читателями, сами по себе они этого сделать не смогут. Что же это значит: быть читателем? Это вовсе не то же самое, что бойко и без ошибок прочитывать положенное по возрасту количество знаков в определенный срок (хотя и с этим, увы, очень многие дети сегодня не справляются!). Быть читателем — значит вступать во внутренний диалог с автором и героями, сопереживать им, примерять на себя их опыт. Ребенок, приученный к активному чтению, вводит любимых литературных героев в свое игровое пространство: рисует их, разыгрывает спектакли с их участием, придумывает новые коллизии, даже видит их во сне. И помочь в этом может именно театр.

Театр как нельзя более соответствует особенностям детского восприятия — он воздействует сразу на все сенсорные системы ребенка: не только на зрение и слух, но и на обоняние, осязание. Хороший спектакль не просто служит иллюстрацией к произведению, по которому он поставлен, он дополняет и углубляет литературное произведение, позволяет увидеть зрителю — даже самому маленькому — такие пласты текста, которые ускользали при чтении.

Театр стирает дистанцию между вымыслом и реальностью, позволяет без остатка раствориться в происходящем. В отличие от мультика, театральный спектакль предполагает гораздо большую степень условности: средствами театра, как драматического, так и кукольного, далеко не все можно показать «как на самом деле», здесь всегда есть элемент игры, в начале которой зрителю как будто говорят: «Давай как будто…».

При этом актеры и куклы — не где-то далеко, за непроницаемым стеклом телеэкрана, а здесь, совсем рядом, стоит лишь протянуть руку. И они обращаются не в пространство, а непосредственно к залу, к сидящим перед ними маленьким зрителям, и между залом и актерами устанавливается особый контакт, то таинственное, упоительное взаимодействие, ради которого миллионы людей и идут в театр, а сотни — становятся актерами. То есть в театре ребенок становится не пассивным потребителем информации, как нередко бывает во время просмотра мультфильма, а активным участником происходящего. Хороший, вовремя увиденный спектакль способен перевернуть весь внутренний мир ребенка, заставить его совсем по-новому увидеть давным-давно знакомую книгу. Итак, отправляемся в театр.

Читайте также:  Особенности диагностики и лечения панического расстройства

Сказки, пьесы, сценарии для детского театра

Чудеса случаются — Денис Сидоренко (новогодняя сказка)(новое) Потерянное время — Полина Виноградова (новое) Радужные феи — Наталья Пекарж (новое) Веселый язычок — Владимир Комаров Волшебная шишка (новогодняя сказка) — Владимир Комаров Задержать Весну — Владимир Комаров Защитники (юмористическая сценка) — Владимир Комаров Классика (музыкальная пьеса)- Владимир Комаров Похищение (новогодняя пьеса) — Владимир Комаров Репортаж из нашей школы — Владимир Комаров Сказочный лентяй — Владимир Комаров Царство буквы А — Владимир Комаров Школа хороших манер — Владимир Комаров

Александр Сажин — идеи для драматургии — ЖМИ СЮДА!

Скоморошина — Анатолий Жуков. Череп-аховое сафари — Анатолий Жуков

Все гораздо серьезнее — Вера Кирякова Дедушкин дневник — Вера Кирякова Женя плюс Женя — Вера Кирякова Как Кондрат царем хотел стать — Вера Кирякова Старая телогрейка — Вера Кирякова

Генерал — Сергей Ильницкий Как звездочет звезду выручал — Сергей Ильницкий Мыши — Сергей Ильницкий Настоящая принцесса — Сергей Ильницкий Пожарная команда — Сергей Ильницкий Продавец мыльных пузырей — Сергей Ильницкий Простой секрет — Сергей Ильницкий Сказка о мнимом принце — Сергей Ильницкий Три золотые зерна — Сергей Ильницкий

Маша осталась одна (аудиосказка на заказ) — Андрей Губин (Северский) Непоседы (пьеса)- , (Северский) Солдат и Змей Горыныч (музыкальная сказка) — Андрей Губин (Северский) Морозко (музыкальная сказка) — Андрей Губин (Северский) Каша из топора (музыкальная сказка) — (Северский) Мечта (мюзикл) — Андрей Губин (Северский) Колобок (сказка в стихах) — Андрей Губин (Северский)

Музыкальный спектакль «Всё начинается с мечты или Селена в сказке «Конёк-Горбунок» Музыкальный спектакль «Остров сокровищ» Музыкальный спектакль «По щучьему веленью» Музыкальный спектакль «Снегу намело» Музыкальный спектакль «Снежная королева» Детский театр — сценарий «Школа прикола»

Пьеса-Cергей Смирновский «Возвращение в Страну Чудес и в Зазеркалье — часть 1» Пьеса-Сергей Смирновский «Возвращение в Страну Чудес и в Зазеркалье — часть 2» Саундтреки Сергея Смирновского к пьесе «Возвращение в Страну Чудес и в Зазеркалье»

Детский театр — сказка «Волшебные прятки» Детский театр — сказка «Про волшебный ключ» Детский театр — сценарий «Волшебный мир сказки» Детский театр — сказка «Кощеевы страсти» Детский театр — сказка «Как росинка радугой стала» Детский театр — сказка «Русские мальчишки» Детский театр — сказка «Сказ о Царе Игры» Детский театр — сказка «Емеля» Детский театр — сказка «О жареных петухах» Детский театр — сказка «Солдат и смерть» Детский театр — сценарий «Эпизоды»

Читайте также:  Боязнь крови: причины, виды и способы преодоления страха

Театральная студия в детском саду

Эстетическое развитие детей невозможно без изобразительной, музыкальной, художественно-речевой деятельности. Широкое поле для раскрытия творческих способностей ребят даёт театрализованная деятельность. Поэтому для детей 3–7 лет в ДОУ проводятся дополнительные занятия этим видом творческой активности под руководством педагога дополнительного образования. Программы работы студии являются авторскими разработками, составленными с учётом возрастных особенностей участников кружка, а также межпредметных связей и обновлений содержания других образовательных программ, используемых в работе детского сада. Разработка программы может составляться на год, два, а может, и на весь период работы студии — 4 года, охватывая вторую младшую, среднюю, старшую и подготовительную группы.

Занятия обычно проводятся с октября по май 2 раза в неделю, во второй половине дня. Продолжительность работы:

  • 15 минут с маленькими артистами 3–4 лет;
  • 20 минут с малышами 4–5 лет;
  • 25 минут с детьми 5–6 лет;
  • 30 минут с ребятами 6–7 лет.
Театральная студия в детском саду

На занятиях в театральной студии малыши осваивают специальные актёрские навыки, например, учатся говорить в микрофон

Таблица: пример календарно-тематического планирования работы театральной студии (фрагмент)

Взгляните на мир глазами ребенка

Мы с вами повидали на своем веку немало. Нам хочется чего-то свежего и необычного. Но это у нас с вами «все было», а у ребенка опыт общения с искусством небогатый. Может не стоит сразу окунать его в нетрадиционные формы театрального действа?

Навряд ли «свежего» зрителя вот так сразу увлечет театр пантомимы. Пожалуй, малолетним новичкам стоит начинать с непродолжительной кукольной постановки.

Непоседам понравятся интерактивные представления, во время которых зрителей вовлекают в игру. Сказочные герои не справятся без помощи юных театралов. Кроме безусловной пользы от театра ребенок сможет побороть страх выступления перед публикой, а так же узнать свои актерские таланты.

Первые посещения должны оставить приятные впечатления. Иначе говоря, наша с вами задача — привить вкус и желание дальнейшего общения с театром.

Взгляните на мир глазами ребенка

Впечатления детства самые прочные. Если ребенок сумел раствориться в театральном действе, в глазах отражается чудо — значит, ваш выбор оказался верным.

На время малыш просто уходит в сказку. Его переживания искренние и настоящие. Он свято верит в чудеса на сцене. В это время формируется личность, характер и чувство прекрасного.

IQ медицина - лечимся с умом