От нуля до пяти: где искать спектакли для самых маленьких зрителей

Считается, что вести ребенка в театр имеет смысл лет с трёх, и то на свой страх и риск. Но есть и такие спектакли, на которые можно смело отправляться даже с теми, кому ещё нет и года. Такие постановки называются baby-театром.

Что такое baby-театр

Baby-театр — это спектакли для тех, кому от 10 месяцев до трех лет. Правда, «официальные» возрастные границы очень условны. Встречаются постановки даже для детей от 6 месяцев, а есть и те, на которые вполне можно ходить с пятилетками. Но в любом случае, это очень короткие представления для 10-15 зрителей и их родителей. В них совсем немного слов, почти нет сюжета и привычного деления на сцену-зал. Зато есть небольшое уютное пространство и возможность принять участие в происходящем. В таком театре не страшно и не скучно, прежде всего, потому, что его главные герои — обычные, знакомые вещи, которые вдруг как будто становятся волшебными. Здесь сценой может стать лоскутное одеяло, тень от ветки в руке может превратиться в птицу, а следы, только что оставленные на песке, могут отправиться в путешествие. Причем, при желании всё те же превращения можно позже проделать дома.

Зачем это нужно

Быть может, найдутся скептики, которые скажут: зачем водить ребенка в театр сегодня, когда в любом доме есть телевизор, видеомагнитофон и DVD, а в магазинах — полно мультиков на любой вкус. Так стоит ли тратить время и деньги? Но как раз в обилии мультфильмов — одна из главных проблем нашей цивилизации.

Сегодняшние дети учатся пользоваться телевизионным пультом раньше, чем ходить на горшок, и телевизор (вкупе с компьютером) с самого раннего детства становится для них едва ли не единственным каналом получения информации о мире.

Нельзя отрицать и того, что информация эта организована и структурирована иначе, чем в книгах, и не обладает привычными функциями текста. Вполне возможно (и это подтверждают уже новейшие исследования в области нейропсихологии), при работе с видеоматериалами и компьютерными файлами включаются иные отделы мозга, чем при работе с книжными текстами. И в результате у детей нарушается формирование текстового мышления. Мы можем сколь угодно сетовать по этому поводу, но остановить бурный рост информационных технологий невозможно, а главное — абсолютно бессмысленно, как невозможно и бессмысленно пытаться запретить детям пользоваться современными носителями информации.

Читайте также:  4 типичные проблемы в отношениях с матерью — какие они и как их решить

Но нужно очень отчетливо понимать, что сегодня детей, как никогда ранее нужно учить быть читателями, сами по себе они этого сделать не смогут. Что же это значит: быть читателем? Это вовсе не то же самое, что бойко и без ошибок прочитывать положенное по возрасту количество знаков в определенный срок (хотя и с этим, увы, очень многие дети сегодня не справляются!). Быть читателем — значит вступать во внутренний диалог с автором и героями, сопереживать им, примерять на себя их опыт. Ребенок, приученный к активному чтению, вводит любимых литературных героев в свое игровое пространство: рисует их, разыгрывает спектакли с их участием, придумывает новые коллизии, даже видит их во сне. И помочь в этом может именно театр.

Театр как нельзя более соответствует особенностям детского восприятия — он воздействует сразу на все сенсорные системы ребенка: не только на зрение и слух, но и на обоняние, осязание. Хороший спектакль не просто служит иллюстрацией к произведению, по которому он поставлен, он дополняет и углубляет литературное произведение, позволяет увидеть зрителю — даже самому маленькому — такие пласты текста, которые ускользали при чтении.

Театр стирает дистанцию между вымыслом и реальностью, позволяет без остатка раствориться в происходящем. В отличие от мультика, театральный спектакль предполагает гораздо большую степень условности: средствами театра, как драматического, так и кукольного, далеко не все можно показать «как на самом деле», здесь всегда есть элемент игры, в начале которой зрителю как будто говорят: «Давай как будто…».

При этом актеры и куклы — не где-то далеко, за непроницаемым стеклом телеэкрана, а здесь, совсем рядом, стоит лишь протянуть руку. И они обращаются не в пространство, а непосредственно к залу, к сидящим перед ними маленьким зрителям, и между залом и актерами устанавливается особый контакт, то таинственное, упоительное взаимодействие, ради которого миллионы людей и идут в театр, а сотни — становятся актерами. То есть в театре ребенок становится не пассивным потребителем информации, как нередко бывает во время просмотра мультфильма, а активным участником происходящего. Хороший, вовремя увиденный спектакль способен перевернуть весь внутренний мир ребенка, заставить его совсем по-новому увидеть давным-давно знакомую книгу. Итак, отправляемся в театр.

Читайте также:  Психические расстройства: признаки, виды, лечение душевных отклонений

Сказки, пьесы, сценарии для детского театра

Чудеса случаются — Денис Сидоренко (новогодняя сказка)(новое) Потерянное время — Полина Виноградова (новое) Радужные феи — Наталья Пекарж (новое) Веселый язычок — Владимир Комаров Волшебная шишка (новогодняя сказка) — Владимир Комаров Задержать Весну — Владимир Комаров Защитники (юмористическая сценка) — Владимир Комаров Классика (музыкальная пьеса)- Владимир Комаров Похищение (новогодняя пьеса) — Владимир Комаров Репортаж из нашей школы — Владимир Комаров Сказочный лентяй — Владимир Комаров Царство буквы А — Владимир Комаров Школа хороших манер — Владимир Комаров

Александр Сажин — идеи для драматургии — ЖМИ СЮДА!

Скоморошина — Анатолий Жуков. Череп-аховое сафари — Анатолий Жуков

Все гораздо серьезнее — Вера Кирякова Дедушкин дневник — Вера Кирякова Женя плюс Женя — Вера Кирякова Как Кондрат царем хотел стать — Вера Кирякова Старая телогрейка — Вера Кирякова

Генерал — Сергей Ильницкий Как звездочет звезду выручал — Сергей Ильницкий Мыши — Сергей Ильницкий Настоящая принцесса — Сергей Ильницкий Пожарная команда — Сергей Ильницкий Продавец мыльных пузырей — Сергей Ильницкий Простой секрет — Сергей Ильницкий Сказка о мнимом принце — Сергей Ильницкий Три золотые зерна — Сергей Ильницкий

Маша осталась одна (аудиосказка на заказ) — Андрей Губин (Северский) Непоседы (пьеса)- , (Северский) Солдат и Змей Горыныч (музыкальная сказка) — Андрей Губин (Северский) Морозко (музыкальная сказка) — Андрей Губин (Северский) Каша из топора (музыкальная сказка) — (Северский) Мечта (мюзикл) — Андрей Губин (Северский) Колобок (сказка в стихах) — Андрей Губин (Северский)

Музыкальный спектакль «Всё начинается с мечты или Селена в сказке «Конёк-Горбунок» Музыкальный спектакль «Остров сокровищ» Музыкальный спектакль «По щучьему веленью» Музыкальный спектакль «Снегу намело» Музыкальный спектакль «Снежная королева» Детский театр — сценарий «Школа прикола»

Пьеса-Cергей Смирновский «Возвращение в Страну Чудес и в Зазеркалье — часть 1» Пьеса-Сергей Смирновский «Возвращение в Страну Чудес и в Зазеркалье — часть 2» Саундтреки Сергея Смирновского к пьесе «Возвращение в Страну Чудес и в Зазеркалье»

Детский театр — сказка «Волшебные прятки» Детский театр — сказка «Про волшебный ключ» Детский театр — сценарий «Волшебный мир сказки» Детский театр — сказка «Кощеевы страсти» Детский театр — сказка «Как росинка радугой стала» Детский театр — сказка «Русские мальчишки» Детский театр — сказка «Сказ о Царе Игры» Детский театр — сказка «Емеля» Детский театр — сказка «О жареных петухах» Детский театр — сказка «Солдат и смерть» Детский театр — сценарий «Эпизоды»

Читайте также:  Методы развития творческого мышления и творческих способностей

Театральная студия в детском саду

Эстетическое развитие детей невозможно без изобразительной, музыкальной, художественно-речевой деятельности. Широкое поле для раскрытия творческих способностей ребят даёт театрализованная деятельность. Поэтому для детей 3–7 лет в ДОУ проводятся дополнительные занятия этим видом творческой активности под руководством педагога дополнительного образования. Программы работы студии являются авторскими разработками, составленными с учётом возрастных особенностей участников кружка, а также межпредметных связей и обновлений содержания других образовательных программ, используемых в работе детского сада. Разработка программы может составляться на год, два, а может, и на весь период работы студии — 4 года, охватывая вторую младшую, среднюю, старшую и подготовительную группы.

Занятия обычно проводятся с октября по май 2 раза в неделю, во второй половине дня. Продолжительность работы:

  • 15 минут с маленькими артистами 3–4 лет;
  • 20 минут с малышами 4–5 лет;
  • 25 минут с детьми 5–6 лет;
  • 30 минут с ребятами 6–7 лет.
Театральная студия в детском саду

На занятиях в театральной студии малыши осваивают специальные актёрские навыки, например, учатся говорить в микрофон

Таблица: пример календарно-тематического планирования работы театральной студии (фрагмент)

Взгляните на мир глазами ребенка

Мы с вами повидали на своем веку немало. Нам хочется чего-то свежего и необычного. Но это у нас с вами «все было», а у ребенка опыт общения с искусством небогатый. Может не стоит сразу окунать его в нетрадиционные формы театрального действа?

Навряд ли «свежего» зрителя вот так сразу увлечет театр пантомимы. Пожалуй, малолетним новичкам стоит начинать с непродолжительной кукольной постановки.

Непоседам понравятся интерактивные представления, во время которых зрителей вовлекают в игру. Сказочные герои не справятся без помощи юных театралов. Кроме безусловной пользы от театра ребенок сможет побороть страх выступления перед публикой, а так же узнать свои актерские таланты.

Первые посещения должны оставить приятные впечатления. Иначе говоря, наша с вами задача — привить вкус и желание дальнейшего общения с театром.

Взгляните на мир глазами ребенка

Впечатления детства самые прочные. Если ребенок сумел раствориться в театральном действе, в глазах отражается чудо — значит, ваш выбор оказался верным.

На время малыш просто уходит в сказку. Его переживания искренние и настоящие. Он свято верит в чудеса на сцене. В это время формируется личность, характер и чувство прекрасного.

IQ медицина - лечимся с умом