Повышенная тревожность. Симптомы и причины

С чувством тревоги в том или ином его проявлении знаком каждый. Это вполне нормальная реакция психики, связанная с ожиданием какой-либо неприятности. Однако порой это состояние выходит из-под контроля. В статье расскажем, почему может мучить, казалось бы, беспричинное чувство тревоги и как с ним справиться.

Повышенная тревожность. Причины

Такой феномен, как повышенная тревожность и ее причины, попал в поле зрения научного сообщества достаточно давно.

Впервые тревожность описал Зигмунд Фрейд. Он считал ее функцией нашего Эго, основная задача которой предупреждать об опасности.

На самом деле, тревожные расстройства – серьезные и достаточно распространенные заболевания. Статистические данные, представленные А. Б. Холмогоровой в журнале «Социальная и клиническая психиатрия» за 2014 год, говорят о том, что распространенность тревожности среди населения составляет от 3% до 30%. Отмечается, что среди пациентов, которые обращаются в поликлиники, тревога различного генеза еще более распространена и составляет от 12% до 70%. Эти данные были представлены А. Б. Смулевичем в журнале «Психосоматическая медицина» за 2007 год.

Принимая во внимание такую распространенность проблемы, изучение предпосылок формирования тревожных состояний – это одна из ключевых задач современной физиологии эмоций. Существует множество гипотез, почему у человека может возникать повышенная тревожность. Одна из них говорит о том, что повышенная тревожность является приобретенным качеством в результате пагубного воздействия внешней среды. В частности, так утверждает Т. И. Ахмедов в «Международном медицинском журнале» за 2005 год, в котором он опубликовал статью «Психологические проблемы тревожности».

Повышенная тревожность. Причины

Как уже было сказано, в таких быстро меняющихся условиях, которые диктует нам окружающая среда, невозможно оставаться невозмутимым и спокойным. Рост количества и интенсивности стресс-факторов приводит к тому, что человек все чаще попадает в тревожные состояния. От их продолжительности и силы воздействия зависит появление тревожных нарушений.

В то же время, нельзя сводить все проблемы к негативному влиянию внешней среды. Такие исследователи, как К. Р. Сидоров, И. Н. Дерябина, Т. В. Емельянова и А. В. Грибанов, пишут о том, что состояние тревожности может быть обусловлено также внутренними факторами. Результаты работы Р. Епштейна и Х. Белмакера показали, что наследуемость такой черты, как тревожность, составляет 45%. Часть из них могут быть диагностированы как тревожные личностные расстройства. Эти данные говорят нам о важности изучения биологической основы тревожности. Ведь она может быть лишь внешним показателем внутренних процессов, характеристик организма, например, высокого нейротизма, хаотичности нервных процессов и слабости нервной системы. Об этом пишут А. В. Грибанов и А. Н. Нехорошкова.

О природных предпосылках тревожности, ее нейрофизиологических особенностях и связи с биохимическими процессами в организме по-прежнему известно не вполне достаточно. Это одна из сложнейших областей для изучения. Если рассматривать формирование тревожности с позиции системно-динамического подхода, то она возникает под влиянием актуализации повторяющихся реакций тревоги в ответ на стрессовые ситуации. Об этом пишут А. М. Прихожан, К. Р. Сидоров и С. Л. Соловьева.

Читайте также:  Верные признаки того, что ваш партнер – эгоист

Классификация

Классификация позволяет определиться с характером заболевания, фобии, тактикой ведения пациента. Если на детскую тревожность более влияют возрастные хронологии, то у взрослых важно учитывать сферу возникновения, степень воздействия на психику, выраженность, формы:

  1. По воздействию. Клиницисты выделяют мобилизующую и расслабляющую тревожность. В первом случае, человеческий организм возбуждается, готовится к опасности, во втором происходит парализация воли, человек не в состоянии адекватно оценить степень опасности.
  2. Сфера появления. Повышение тревожности возникает в зависимости от окружающего мира. Выделяют учебную, социальную, межличностную тревожность, проблема выбора. Патология нередко становится причиной низкой самооценки, неадекватных требований к окружающим. Вызывать стресс может обычная проблема выбора в любом месте пребывания, отсутствует возможность контролировать эмоции.
  3. По выраженности. Существует пониженная тревожность (человек недооценивает даже реальную потенциальную угрозу), оптимальная (тревожность у человека сопровождается мобилизацией ресурсов организма к сопротивлению опасности), повышенная (возбудимость и страх возникают без повода, провоцируют панику, а при реальной опасности развиваются истерики, парализующий страх).

Состояние требует особого внимания, так как оба состояния несут угрозу не только психоэмоциональному здоровью человека, но и его жизни, если опасность для жизни действительная.

Виды тревожности

Каждый организм по-разному реагирует на постоянное беспокойство. Основываясь на этом, можно выделить несколько типов тревожности:

  1. Осознаваемая неконтролируемая. Дезорганизует жизнь человека.
  2. Осознаваемая контролируемая и компенсируемая. Служит стимулом для выполнения деятельности. Но часто это работает только в привычных ситуациях.
  3. Осознаваемая культивируемая тревожность. Человек пользуется своим положением и ищет выгоду, часто речь идет о манипуляциях.
  4. Неосознаваемая скрытая. Игнорируется или отрицается индивидом, может проявляться отдельными моторными действиями (например, закручивание волос).
  5. Неосознаваемая компенсаторно-защитная. Человек старается убедить себя, что все прекрасно. «У меня все в порядке! Мне не нужна помощь!»
  6. Уход от ситуаций тревожности. Если тревожность носит всеохватывающий характер, то нередко таким уходом является погружение в виртуальную сеть или зависимости, субкультуры, то есть уход от реальности.

Какие виды тревожности существуют?

По причине развития

  • Личностная тревожность – постоянная склонность к тревожности, которая не зависит от окружающей обстановки и сложившихся обстоятельств. Большинство событий воспринимаются как опасные, во всем видится угроза. Считается чрезмерно выраженной чертой личности.
  • Ситуативная (реактивная) тревожность – тревожность возникает перед значимыми ситуациями или связана с новым опытом, возможными неприятностями. Такой страх считается вариантом нормы и в разной мере присутствует у всех людей. Делает человека более осторожным, стимулирует готовиться к предстоящему событию, что снижает риск неудач.

По сфере возникновения

  • Учебная тревожность – связанная с процессом обучения;
  • Межличностная – связанная со сложностями в общении с определенными людьми;
  • Связанная с представлениями о себе – высокий уровень пожеланий и низкая самооценка;
  • Социальная – возникает из-за необходимости взаимодействовать с людьми, знакомиться, общаться, проходить собеседование;
  • Тревожность выбора – неприятные ощущения, возникающие при необходимости сделать выбор.
Читайте также:  Депрессия у мужчин – причины, признаки и методы лечения

По воздействию на человека

Какие виды тревожности существуют?
  • Мобилизующая тревожность – провоцирует человека к действиям, направленным на снижение риска. Активизирует волю, улучшает мыслительные процессы и физическую активность.
  • Расслабляющая тревожность – парализует волю человека. Затрудняет принятие решений и выполнение действий, которые бы помогли найти выход из сложившейся ситуации.

По адекватности ситуации

  • Адекватная тревожность – реакция на объективно существующие проблемы (в семье, в коллективе, в учебе или на работе). Может относиться к одной сфере деятельности (например, общение с начальником).
  • Неадекватная тревожность – является результатом конфликта между высоким уровнем притязаний и низкой самооценкой. Возникает на фоне внешнего благополучия и отсутствия проблем. Человеку кажется, что нейтральные ситуации несут угрозу. Обычно бывает разлитой и касается многих сфер жизни (учеба, межличностное общение, здоровье). Часто встречается у подростков.

По выраженности

  • Пониженная тревожность – даже потенциально опасные ситуации, несущие угрозу, не вызывают тревогу. В результате человек недооценивает серьезность ситуации, излишне спокоен, не готовится к возможным трудностям, часто халатно относится к своим обязанностям.
  • Оптимальная тревожность – тревожность возникает в ситуациях, которые требуют мобилизации ресурсов. Тревога выражена умеренно, поэтому она не мешает выполнению функций, а дает дополнительный ресурс. Замечено, что люди с оптимальной тревожностью лучше других контролируют свое психическое состояние.
  • Повышенная тревожность – тревога проявляется часто, слишком сильно и без повода. Мешает адекватной реакции человека, блокирует его волю. Повышенная тревожность вызывает рассеянность и панику в ответственный момент.

Тревожность у детей

Повышенная тревожность у детей обычно вызвана беспокойным поведением родителей, переездами, сменой школы или сада, неадекватными требованиями к нему (например, соврать, скрыть увиденное и т. п.).

Специалисты считают, что основная причина повышенной тревожности у детей — особенность воспитания со стороны матери. Часто патологию провоцирует чрезмерная требовательность родителей к успеваемости ребенка, так называемое «несоответствие родительским надеждам». Другими провоцирующими факторами являются непрофессиональное поведение учителей или воспитателей, заниженная самооценка, дискомфортность в общении со сверстниками.

Дошкольного возраста

Тревожность у детей до года обычно связана с родовыми травмами или особенностями внутриутробного развития, перенесенными заболеваниями. Она проявляется в виде частого немотивированного плача, плохого аппетита, малыша приходится постоянно носить на руках и пр.

Тревожность у детей, которые посещают детский сад, может быть связана с тем, что у малыш не получается установить контакты со сверстниками; он думает, что родители могут забыть забрать его домой. Отдельное влияние оказывают просмотры страшных мультфильмов, компьютерные игры.

Дети с тревожностью обычно примерные — они тихие, не задают лишних вопросов, не шумят, не кричат. Часто они плохо засыпают, грызут себе ногти, крутят волосы. Иногда малыш ведет себя боязливо — садится на краешек стула, не смотрит открыто в глаза. Такие дети сопротивляются обучению новым играм, не хотят помогать родителям.

Читайте также:  Назови свой любимый цвет и я скажу, кто ты – узнаем характер по цвету

Некоторые дети становятся излишне активными или капризными. Могут возникать навязчивые движения, например, покашливание, качание на стуле, потирание носа и пр.

Школьники

Новый коллектив и обстановка также способствуют развитию тревожности. Признаки могут включать низкую самооценку, быструю утомляемость, робость, плохой сон с ночными кошмарами, смущение.

В этом возрасте дети могут жаловаться на боли в животе, тошноту и рвоту, повышенное потоотделение. Они не могут выполнить задания, которые требуют концентрации внимания.

Диагностика и лечение

Повышенную тревожность у детей 4-7 лет помогает выявить тест американских психологов Р. Тэммл, М. Дорки и В. Амен. Он представляет собой набор из 14 рисунков, на которых изображены различные жизненные ситуации. Психолог показывает рисунок и задает вопросы. Ответы фиксируют в специальном протоколе.

Результат получают в виде так называемого индекса тревожности (ИТ). В соответствии с ним выделяют тревожность:

  • высокую (более 50%);
  • среднюю (20-50%);
  • низкую (менее 20%).

Для оценки школьной тревожности используют специальный тест Филлипса. Он включает в себя 58 вопросов, на которые ребенок отвечает положительно (+) или отрицательно (-). Анализ результатов проводится по несоответствиям вопрос-ответ, для этого используют специальные таблицы с ключами к вопроснику.

Лечение заключается в психокоррекционной работе вместе с родителями, выявлении и устранении социальных проблем. По показаниям назначают фитотерапевтические препараты (Новопассит, Пустырник, Персен).

В терапии дошкольников и школьников используют адаптированные психотерапевтические методики: сказкотерапию, игротерапию. Полезны релаксационные методики в виде дыхательных упражнений, йога. Необходимо проводить работу с родителями и изучать взаимоотношение в семье. Отдельная роль отводится воспитателям (детского сада или школы) — они также принимают участие в терапии посредством вовлечения ребенка в игры, беседы, поощрение его, помогают наладить контакты со сверстниками.

Профилактика

Избежать нарушения душевного и психоэмоционального равновесия в силах каждого, и принимать меры желательно при первых устойчивых признаках неврологических расстройств.

Профилактикой неврозов выступают рекомендации:

  • Вести здоровый образ жизни. Отказ от вредных привычек нормализует и поддержит работу сердечно-сосудистой, нервной, эндокринной, пищеварительной систем;
  • Полноценный сон. Недосып, плохие сновидения, смещение дня и ночи —это дестабилизирует психическое здоровье, провоцируя нервные расстройства.
  • Правильно и полноценно питаться. Диеты и строгие ограничения —стресс для организма, поэтому еда должна приносить удовольствие и насыщение. Разработать полезное меню поможет диетолог.
  • Найти любимое дело. В качестве хобби выступают занятия спортом, вышивание крестиком, собирание ягод и грибов, приготовление экзотических блюд и так далее.
  • Учиться преодолевать стресс. Помогают в этом сеансы аутотренинга, дыхательной гимнастики, медитации и прочие.

Результаты борьбы с неврозом зависят от пациента, который признает наличие проблемы и прикладывает усилия для ее устранения, при этом не пренебрегая помощью врачей.

IQ медицина - лечимся с умом