Причины и признаки агнозии, виды и способы коррекции расстройства

Агнозия — нарушение распознавания зрительных, слуховых или тактильных ощущений при нормальном функционировании воспринимающего аппарата.

Причины агнозии

Агнозию вызывает поражение проекционно-ассоциативных отделов коры мозга, которые являются частью коркового уровня анализаторных систем.

В этом случае у человека сохраняется элементарная чувствительность, но утрачивается способность анализа и синтеза поступающей от анализатора информации, следствием чего является нарушение того или иного вида восприятия.

К поражению коры головного мозга могут приводить: нарушение мозгового кровообращения, болезнь Альцгеймера, токсическая энцефалопатия, подострый склерозирующий панэнцефалит.

Распространенность сложных нарушений

По данным ряда исследований и наблюдениям опытных дефектологов — практиков, дети с множественными нарушениями сенсорной, интеллектуальной, эмоционально-волевой сферы составляют в среднем до 40% контингента специальных образовательных учреждений.

В середине 80-х годов М. Г. Блюминой была сделана попытка определить теоретически ожидаемую распространенность некоторых видов сложного дефекта (умственной отсталости с дефектами слуха; умственной отсталости с дефектами зрения; нарушений зрения и слуха). Согласно ее расчетам, распространенность сочетанных нарушений слуха и интеллекта должна быть примерно 1 : 10 000, нарушений зрения и интеллекта — 1 : 2000, двойного сенсорного дефекта — 1 : 30 000. По зарубежным данным, более 40% детей, которые имеют двигательные и интеллектуальные нарушения, страдают и нарушениями зрения.

И, наоборот, не менее 5060% детей со зрительными нарушениями имеют и другие дополнительные дефекты. Примерно 5% детей с выраженными нарушениями зрения имеют и нарушения слуха разной степени. 50% детей с ДЦП имеют зрительные трудности. 30% детей с выраженными нарушениями слуха также можно отнести к группе детей со сложными или множественными нарушениями. Здесь же авторы, ссылаясь на американских специалистов, предполагают, что в России должно быть не менее 5800 слепоглухих в возрасте от 0 до 21 года. При этом нужно помнить, что единственный в РФ детский дом для слепоглухих в г. Сергиевом Посаде рассчитан на 100 детей и 100 взрослых.

Н. Н. Малофеев (2011) приводит статистику, отражающую число специальных (коррекционных) образовательных учреждений (1866) и количество детей (210 842), обучающихся в этих учреждениях в России на начало 2008—2009 уч. года. Однако следует отметить, что о детях со сложными нарушениями развития статистические данные автором не приводятся, что свидетельствует об отсутствии информации о распространенности данной категории детей в РФ.

Н.Н. Малофеев также отмечает, что в 2008-2009 уч. году 44,7 тыс. детей получили образовательные услуги на дому. Эти данные в свою очередь свидетельствуют о том, что многие дети с тяжелыми и множественными нарушениями не в состоянии обучаться в образовательных учреждениях и нуждаются в особом подходе к их обучению и воспитанию.

Принимая во внимание мнение многих специалистов в области специального образования, можно сказать, что на сегодняшний день наблюдается устойчивая тенденция к увеличению количества детей со сложными нарушениями развития во всех странах мира, в том числе и в России.

Следует отметить, что распространенность умственной отсталости среди неслыщащих и слабослышащих, по данным В. Г. Петровой и И. В. Беляковой (1998, 2002), составляет примерно 10%, среди невидящих и слабовидящих — около 20%.

В ряде случаев умственная отсталость сочетается с нарушением опорно-двигательной системы, аутизмом. Анализ, проведенный в Санкт-Петербурге Ассоциацией родителей детей-инвалидов с нарушением опорно-двигательного аппарата, показал, что среди этих детей 30% имеют частичные отклонения в развитии интеллекта и 10% — грубые нарушения интеллекта.

Читайте также:  Почему возникает внезапный смех без причины и что с ним делать

Т. А. Басилова, Н. А. Александрова (2008) справедливо отмечают, что название «сложное нарушение развития» не дает представления о картине нарушений, а лишь обозначает проблему. Для коррекционно-педагогического воздействия на ребенка важно знание всех его особенностей состояния и развития. В связи с этим предлагаем ознакомиться с некоторыми существующими классификациями бисенсорных и множественных нарушений.

Причины возникновения нарушений в развитии

Отклонения в развитии детей могут быть обусловлены различными неблагоприятными факторами, которые делятся на:

  1. Эндогенные (генетические или внутренние воздействия)
  2. Экзогенные (средовые или внешние) воздействия

Чаще всего специалисты группируют патологические факторы в зависимости от периода воздействия на здоровье ребенка:

  1. Пренатальные причины, действующие на зародыш и плод в период внутриутробного развития
  2. Натальные — в период родовой деятельности
  3. Постнатальные — после рождения ребенка

Причины отклонений в пренатальном периоде

Во внутриутробном (пренатальном) периоде отклонения в развитии ребенка могут вызвать следующие факторы:

  • Наследственные заболевания (например, миопатия — нарушение обмена веществ в мышечной ткани, галактоземия — неусвоение галактозы, что входит в грудное молоко, муковисцидоз — дефект фермента поджелудочной железы, определенные типы нарушений зрительного и слухового анализаторов, ринолалия и др.);
  • Генетические заболевания (например, фенилкетонурия, тирозиноз — болезни, связанные с нарушением ферментной деятельности организма);
  • Хромосомные нарушения (болезнь Дауна, синдром «кошачьего крика» и др.);
  • Нарушение питания зародыша и плода. Эта причина обусловлена неправильным питанием беременной женщины (хаотичным, нерациональным, несбалансированным), в случае которого зародышу и плоду не хватает питательных веществ (белков, жиров, углеводов, минеральных веществ и т.п.);
  • Интоксикации (химическое воздействие) — бесконтрольный прием беременной женщиной лекарств, алкоголизм будущей матери, курение, наркотическое воздействие, радиация и т.д.;
  • Инфекционные заболевания беременной женщины — токсоплазмоз, микоплазма, сифилис, вирусные инфекции (герпес, грипп, цитомегалия, гепатит);
  • Травмы зародыша и плода (механическое воздействие);
  • Температурное воздействие — переохлаждение или перегрев беременной женщины;
  • Соматические и психические заболевания беременной женщины — ревматизм, болезни сердца, гипертония, сахарный диабет и др.;
  • Несовместимость групп крови или резус-фактору матери и плода.

Беременной женщине следует помнить, что самолечение, бесконтрольное употребление лекарств, голодание, неправильное и нерациональное питание, хронические и острые заболевания важных органов негативно отражаются на внутриутробном развитии плода и могут привести даже к его гибели. Причем существует прямая связь между временем действия патологического фактора и негативными последствиями. Чем раньше во внутриутробном развитии повреждается эмбрион, тем тяжелее оказываются последствия.

Факторы, угрожающие развитию ребенка, возникающие в натальный период

В период родовой деятельности (натальный период) неблагоприятными могут быть такие факторы:

  • Стремительные роды
  • Затяжные роды
  • Неквалифицированная акушерская помощь

Действие этих факторов приводит к асфиксии (кислородному голоданию) или травмам ребенка.

Причины нарушения развития ребенка во внешнем мире

В постнатальном периоде могут действовать как биологические, так и социальные факторы:

  • Инфекционные заболевания (грипп, корь, скарлатина, менингит, энцефалит, полиомиелит, отит и др.);
  • Интоксикация (передозировка лекарственных препаратов (особенно антибиотиков), радиация, алкоголизм или курение кормящей мамы и др.);
  • Травмы;
  • Нарушение питания ребенка;
  • Длительные соматические заболевания;
  • Социальные факторы (социально-психологические причины):
  • Тяжелые переживания ребенка, обусловленные неблагоприятным положением в семье или школе, постоянными стрессами, хроническими соматическими и физическими дефектами;
  • Неблагоприятные условия;
  • Недостаточность речевого общения;
  • Подражания неправильной речи;
  • Психические травмы;
  • Педагогическая запущенность.

Это полезно узнать:

Дополнительные материалы:

  • Как развивать ребенка в два года — рекомендации психологов.
  • 7 принципов воспитания девочек.
  • Как лечить синдром гиперактивности у ребенка.

К оглавлению ↑

Отметим, что отдельные социальные факторы влияют, прежде всего, на детей с ослабленной нервной системой, уязвимых, ранимых, с определенными характерологическими особенностями (замкнутость, стеснительность, несамостоятельность), с отсутствием интеллектуальных интересов и тому подобное.

Читайте также:  Как научить ребенка слушаться и уважать

В редких случаях, факторы, несущие угрозу развитию ребенка в этих периодах, могут спровоцировать возникновение причин нарушения осанки и развития плоскостопия в будущем.

Правильное воспитание в семье, эмоциональный контакт с близкими людьми является источником полноценного развития ребенка.

Агнозия

Болезнь получила свое название от латинского слова gnosis, означающего «познание», приставка «а» в медицинской терминологии традиционно указывает на отсутствие какого-либо признака или функции.

Причины агнозии

Как правило, агнозия является следствием обширного поражения отделов коры головного мозга, входящих в состав коркового уровня анализаторных систем. При этом у левшей агнозия возникает в результате патологических изменений правого полушария, у правшей – левого, то есть отделов, отвечающих за художественное или образное восприятие.

Самыми распространенными патологиями, вызывающими агнозию считаются различные нарушения мозгового кровообращения, в том числе и посттравматические или постоперационные, а также болезнь Альцгеймера и энцефалопатия, независимо от ее вида.

Виды и симптомы агнозии

Современная медицина различает три основных вида агнозии: зрительную, тактильную и слуховую.

Зрительная агнозия характеризуется неспособностью больного идентифицировать и назвать определенный предмет или несколько предметов. При этом снижения остроты зрения не наблюдается.

Такой вид агнозии может принимать различные формы, как, например, невозможность определения пространственных координат (пространственная агнозия), нарушение способности классификации цветов при полном цветового восприятия(цветовая агнозия), утрата навыков чтения и распознавания букв (буквенная агнозия), резкое сокращение объема одновременно воспринимаемых объектов (симультанная агнозия) и так далее.

Причиной возникновения зрительных агнозий является поражение затылочных отделов коры головного мозга.

Тактильная агнозия возникает в результате поражения корковых полей теменной доли одного или обоих полушарий мозга и проявляется в нарушении способности распознавания предметов наощупь или, как вариант, в неспособности узнавания частей собственного тела.

Слуховая агнозия выражается в отсутствии у больного возможности распознавать звуки речи, то есть в нарушении фонематической функции слуха, знакомых музыкальных мелодий, посторонних шумов и звуков, таких как лай собаки или шум дождя, при полной сохранности остроты слуха. В первом случае слуховая агнозия, как правило, приводит к расстройству речевого развития. Такой вид агнозии, чаще всего, является следствием поражения корковых полей височной доли головного мозга.

Агнозия

Гораздо реже, чем первые три вида, встречаются вкусовые и обонятельные агнозии, при которых больной утрачивает способность распознавания пищи и предметов по вкусу и запаху соответственно. Вкусовые рецепторы и обоняние при этом сохраняют свои функции в полном объеме.

В ряде случаев отмечаются болевые агнозии, выражающиеся в отсутствии реакции на болевые ощущения. Такой вид агнозии, чаще всего, становится результатом врожденных поражений головного мозга. Большинство врачей считают болевую агнозию одной из разновидностей тактильных.

Лечение агнозии

Лечение агнозии заключается в устранении ее причины, то есть заболевания, вызывавшего поражение коры головного мозга и его подкорковых структур.

Врачи не называют каких-либо специфических методов лечения – в каждом случае метод медицинского воздействия определяется индивидуально, в зависимости от тяжести заболевания, его течения и возможных осложнений.

Для восполнения утраченной функции, то есть для коррекции собственно агнозии требуется обязательное участие нейропсихолога, а также иных специалистов. При возникновении нарушений речи необходимо участие логопеда. В некоторых случаях используется трудотерапия.

Период восстановления обычно занимает порядка трех месяцев, однако при наличии осложненных расстройств может достигать одного года. В случае необходимости, лечение может быть проведено повторно. Рецидивы агнозии после устранения ее причины, как правило, не возникают.

Ответ: Зрительная агнозия является следствием поражения затылочной части коры головного мозга. Причинами такого поражения могут быть перенесенный ишемический инсульт, а также черепно-мозговые травмы, лейкоэнцефалит.

Вопреки бытующему мнению, агнозия, за редким исключением, не является психическим расстройством и, как правило, не отражается на интеллектуальной сохранности больного.

Читайте также:  Значение слова перфекционизм: 3 примера из жизни

Прогноз при возникновении такого заболевания непредсказуем, поскольку эффективность лечения зависит от множества факторов, среди которых тяжесть причин, повлекших агнозию, и возможность их полного устранения.

Однако при систематическом адекватно подобранном лечении больной может быть адаптирован к нормальному существованию в условиях социума.

ЭКСПЕРТНАЯ ОЦЕНКА ТЯЖЕСТИ ВРЕДА ЗДОРОВЬЮ

Анализ заключений первичных и повторных судебно-медицинских экспертиз при легкой ЧМТ показывает, что расхождение между оценками тяжести вреда здоровью при выполнении этих экспертиз составляет около 50%. Причинами такого расхождения обычно являются:

  • недооценка клинико-лабораторных данных врачами при первичном обследовании (31%);
  • недооценка осложнений легкой ЧМТ экспертом (26%);
  • отсутствие подозрений у эксперта о наличии легкой ЧМТ при проведении экспертизы (16%);
  • неправильное установление экспертом причины длительности расстройства здоровья (наличие осложнения ЧМТ) 14%;
  • неправильная оценка экспертом объективных признаков ЧМТ в медицинской документации (12%);
  • переоценка врачами клинико-лабораторных данных при первичном обследовании- 12%;
  • неправильная квалификация степени вреда здоровью экспертом (5%);
  • ошибка эксперта в установлении этиологии длительности расстройства здоровья (влияние сопутствующих заболеваний) 4% (В.Е. Будник, 2002).

При решении вопроса о тяжести причиненного вреда здоровью пострадавшего следует учитьтать отдаленные последствия ЧМТ, в том числе СГМ.

Общие рекомендации

Судебно-медицинская экспертная оценка тяжести вреда здоровью, обусловленного ЧМТ, как правило, должна носить комиссионный, а в некоторых случаях комплексный характер. В состав экспертной комиссии необходимо привлекать нейрохирурга (особенно в первые недели после травмы) и невролога (по :минованию острого периода травмы). В случаях с очевидными психопатологическими проявлениями травмы обследование пострадавшего следует осуществлять с обязательным участием в составе экспертной комиссии психиатра или с предварительным проведением судебно­психиатрической экспертизы. Особая уязвимость нейропсихологических функций при ЧМТ связана с наиболее частым повреждением лобных и височных долей головного мозга, а также распространенным поражением белого вещества полушарий (диффузным аксональным повреждением).

Если в ходе обследования пострадавшего у экспертов возникают подозрения на наличие повреждений костей черепа, головного мозга, внутричерепного кровоизлияния, такой пострадавший обязательно должен быть госпитализирован.

Производство экспертизы без непосредственного обследования потерпевшего, только по подлинным медицинским документам (истории болезни, карте стационарного больного, карте амбулаторного больного и др.), крайне нежелательно и допускается в исключительных случаях при невозможности непосредственного обследования потерпевшего экспертом (­тами), а также при наличии подлинных медицинских документов, содержащих исчерпывающие данные о характере повреждений, клиническом течении и исходе, в том числе и иные сведения, необходимые для решения специфических профессиональных вопросов, поставленных перед экспертами.

Судебно-медицинскую оценку данных медицинских документов, характеризующих клинико-морфологическую структуру травмы, ее динамику и тяжесть вреда здоровью, в том числе посттравматических изменений, необходимо осуществлять комплексно, с участием соответствующих специалистов. Эта оценка должна базироваться на объективных признаках повреждения, выявленных по результатам обследования пострадавшего в медицинском учреждении. При оценке остаточных явлений перенесенной травмы головного мозга следует иметь в виду возможность наличия сходных симптомов при ряде других заболеваний (вегетососудистая дистония, тиреотоксикоз, алкоголизм, наркомания и др.). В ходе определения тяжести вреда здоровью, обусловленного ЧМТ, среди проявлений данной патологии необходимо выявить и учесть последствия обострения или осложнения предшествующих заболеваний, возникших в силу индивидуальных особенностей организма, либо дефектов в оказании медицинской помощи.

В случае необходимости установления (разграничения) генеза выявленной черепно-мозговой симптоматики (либо последствий оцениваемой ЧМТ, либо отдаленных последствий ранее перенесенных ЧМТ или заболеваний центральной нервной системы) наряду с комплексной дифференциально­диагностической оценкой материалов уголовного дела и результатов экспертного обследования пострадавшего, целесообразно сопоставить комплекс клинико-морфологических проявлений ЧМТ с векторографическими особенностями травмирующего воздействия (его местом и направлением) и эргометрические характеристики травмирующего воздействия с черепно­мозговыми проявлениями, трактуемыми как проявления оцениваемой ЧМТ.

Если указанное разграничение осуществить не представляется возможным (из-за неполноты первичных медицинских исследований, информационной неполноценности представленных материалов и др.), то это должно быть четко и ясно отражено в экспертном заключении.

IQ медицина - лечимся с умом