Что это за болезнь и к кому обращаться за помощью — далее.
Причины
Причины появления патологии точно не изучены, а выявлена только часть из них. Факторы, провоцирующие нарушение развития и вызывающие отсталость, воздействуют на ребенка в период внутриутробного развития или в первые месяцы после рождения.
Причины при внутриутробном развитии | Причины после рождения |
Не благополучная наследственность. | Травмы в процессе рождения. Могут возникать по причине наложения щипцов, из-за затяжных или стремительных родов. |
Алкоголизм у матери. | Недостаточное питание ребенка в первые 3 года жизни, в особенности до 18 месяцев. |
Употребление в период беременности сильнодействующих лекарственных препаратов, которые проникают через плацентарный барьер. При таком лечении, если позволяют сроки, рекомендован аборт. | Воспаление мозга (менингит, энцефалит). |
Недостаточное питание у матери, в особенности в первой половине беременности. | Неблагоприятные экологические условия. |
Тяжелые инфекционные заболевания матери в период вынашивания ребенка. Главную опасность представляют: краснуха, скарлатина, ветрянка и сильный грипп. | Тяжелые инфекционные поражения в первый год жизни. |
Инфицирования плода токсоплазмами в момент его нахождения в матке. | Травмы головы |
Внутриутробные травмы плода, при которых страдает голова. Возникают при ушибах живота. | Серьезные отравления в раннем возрасте, в особенности лекарственными препаратами. |
- Пример раннего детского аутизма и слабоумия
- Пример раннего детского аутизма и слабоумия
- Аутизм. Аутичный ребенок. Помощь в …
- Аутизм
- Аутизм. Аутичный ребенок. Помощь в …
Умственная отсталость у детей, вне зависимости от причины, проявляется одинаково. Отличия наблюдаются только в связи со степенью тяжести патологии.
Диагностика и помощь при аутизме
Поставить диагноз, определить причину возникновения нарушений в развитии ребёнка может детский врач психиатр-психотерапевт, который определит необходимый объём диагностических мероприятий (ЭЭГ, анализ крови «Нейротест»).
Вначале врач-психиатр беседует с родителями, выясняя, в чем заключаются особенности поведения малыша, когда были замечены первые отклонения, как ребенок развивался, чем болел и т.д. Затем специалист наблюдает за маленьким пациентом, оценивает его действия по диагностической шкале ADOS и определяет тяжесть аутизма по шкале CARS. Кроме того, врач исследует когнитивные и коммуникативные способности ребенка. При необходимости малыша направляют на консультации к различным специалистам.
Скрининговый тест на оценку риска развития аутизма и РАС.
Целью системы помощи является улучшение умственного развития ребенка, развитие бытовых и коммуникативных способностей.
Считается, что раннее начало терапевтических вмешательств (до 5 лет) позволяет обеспечить наилучший результат, что обусловлено активным развитием мозговых структур и естественным формированием моделей поведения в этот период.
Для улучшения речевых навыков ребенка направляют на занятия к PECS-терапевту. Для формирования навыков (общения, самообслуживания и т.п.), социальной адаптации, совершенствования умений обрабатывать различные виды информации (звуковую, визуальную тактильную), нормализации психологического состояния, уменьшения уровня тревожности, развития внимания, формирования адаптивных поведенческих стереотипов взамен деструктивным (самоповреждения и стереотипии) применяют АВА-терапию, занятия по сенсорной интеграции, арт-терапию (МИМ-терапия).
Уникальной составляющей нашей многоуровневой программы является совместная работа АВА-терапевта и МИМ-терапевтов! Цель программы — стимуляция спонтанной имитации через творческую эмоционально-экспрессивную составляющую.
Для развития координации и мелкой моторики используют прикладные творческие занятия (занятия музыкой, рисование, лепку), для улучшения физического состояния и совершенствования моторных навыков — ЛФК и физиотерапию.
При выраженных нарушениях психического состояния (гиперактивности, страхах, депрессии, агрессии) могут быть назначены лекарственные препараты для лечения аутизма.
Детям назначают специальную безмучную и безмолочную диету (известно, что организм пациентов с аутизмом плохо перерабатывает глютены).
Семейный психотерапевт (психолог) поможет проанализировать возникающие трудности в семейных отношениях, поддержит эмоционально, вы вместе найдете дополнительные возможности неконфликтного и более конструктивного взаимодействия, что бывает очень трудно сделать, находясь внутри сложной жизненной ситуации.
Мифы про аутизм
Миф 1: Если не говорит, значит, ребенок с аутизмом.
В реальности: Действительно, многие дети с аутизмом не говорят.
Про кого говорят «Если не говорит, значит, аутизм», и это действительно миф? Механизмы «неговорения» в каждом случае — разные. Аутизм не равно неговорение, и не у всех неговорящих детей аутизм. Молчат дети при задержках, при алалии, при нейросенсорной тугоухости, при мутизме, при умственной отсталости… Да, собственно, и сами аутизмы разные. У кого-то больше превалируют сенсорные нарушения, речевые апраксии, а у кого-то коммуникация — проблемная зона, не идет процесс социализации. В каждом конкретном случае нужно качественное обследование и консультирование.
Миф 2: Диагноз «аутизм» ставят только в России, а вообще это не болезнь. Просто люди с аутизмом — особенные.
В реальности: Каждый человек — особый, личностный.
Говорят, что люди с аутизмом особенные, что аутизм — это не болезнь, и это действительно миф. Нужно помнить, что эта так называемая особенность под названием «аутизм» — заболевание, которое входит в международную классификацию болезней. Болезней — не особенностей и состояний, и классификация международная, то есть используется не только в России.
Аутизм требует обязательного медицинского наблюдения за ребенком и обязательной психолого-педагогической реабилитации. Важно также помнить, что у детей с аутизмом присутствуют конкретные проявления заболевания, которые требуют пристального внимания. И если мы будем считать, что это всего лишь особенность, то не поможем ребенку.
В целом проявлений заболевания — очень много. В каждом конкретном случае нужно решать проблему именно со здоровьем ребенка.
Миф 3: Аутисты агрессивны и поэтому опасны для общества.
В реальности: Чаще всего у детей с аутизмом, которые не получают желаемого, наблюдаются приступы самоагрессии, то есть агрессии, направленной скорее на себя, нежели на других людей.
Дети с аутизмом агрессивны и поэтому опасны для общества — это действительно миф. Если агрессия ребенка идет вовне — проблемы именно с социальной составляющей его жизни. Если ребенок находится в семье, во взаимодействии с медицинским персоналом, не может случиться такого, что он пошел и кого-то побил. У него агрессия из-за того, что окружающие пока не научились понимать его, не научились правильно взаимодействовать с ним.
- Аутизм. Аутичный ребенок. Помощь в …
- Исповедь аутиста: Как я выживаю в …
- Аутизм. Аутичный ребенок. Помощь в …
- Презентация «Психология детей с …
- Аутизм. Аутичный ребенок. Помощь в …
Также приходится просвещать общество, учить толерантности, и прежде всего нужно включиться самим родителям детей с аутизмом. На замечания окружающих к поведению ребенка родителю проще сказать: «У ребенка — аутизм». Это наконец стало действовать отрезвляюще: критикующие сразу вспоминают про неотложные дела — начинают копаться в сумочке, смотреть в телефон, листать журнал, «терпеть» несколько минут, осознав, что это не избалованность, а болезнь.
Миф 4: Есть ряд выражений, которые применяют, когда говорят про людей с аутизмом: «В глаза смотрит, значит, не аутист», «Это шизофрения, а не аутизм», «Гений, а не аутист», «Мало разговаривали, вот и аутист», «Он умеет играть — бегает с детьми в догонялки, значит, не аутизм».
В реальности: Да, детям с аутизмом свойственно многое из перечисленного, кроме диагноза «шизофрения». С ним сложнее всего, потому что диагностика несовершенна.
Есть ряд выражений, которые применяют, когда говорят про людей с аутизмом, но это миф.
Фронтальный взор может быть затруднен, и может быть короткий глазной контакт, но действительно есть дети с аутизмом, у которых нет этой проблемы. Но это микросимптом, на который не стоит опираться как на единственный в диагностике. Из этого же разряда и «ребенок бегает с детьми, значит, не аутизм». Умение бегать не нарушено у детей с аутизмом, а нарушено взаимодействие в игре при выполнении режимных моментов. Можно бегать, но не уметь играть по правилам в дворовые игры «Хали-хало», «Картошка», вот тут проявляется проблема — понимание условий.
Шизофрения — это отдельный психиатрический диагноз, который детям обычно не ставят. У этого заболевания есть свои симптомы, которые отличаются от тех, которые есть при аутизме.
Про гениальность и аутизм. Дети с аутизмом дисбалансны в своем развитии. Могут с легкостью решать примеры из четырехзначных чисел и не уметь самостоятельно сходить в туалет — пример из жизни нашего пациента. Именно эти особенности, видимо, и порождают этот миф. Также некоторые люди с аутизмом способны сосредотачивать внимание на мельчайших подробностях, в состоянии обрабатывать визуальную и текстовую информацию в разы быстрее тех, кто не страдает нарушениями нервной системы.
Миф о том, что с ребенком не разговаривали и поэтому у него аутизм, опровергается тем, что огромное количество людей с прекрасными внутрисемейными отношениями тем не менее имеют детей с аутизмом.
Как диагностируют патологию
Наличие настораживающей симптоматики требует обращения к лечащему врачу, после чего, как правило, собирается врачебная комиссия.
В ее состав входят лечащий врач, психолог/психиатр, невролог, а также другие специалисты. Помимо этого в составе комиссии могут присутствовать родители, воспитатель или учителя ребенка – информация с их стороны позволяет более точно определить состояние ребенка исходя из наличия различных точек наблюдения перечисленных лиц.
Диагностика аутизма определяет необходимость в определении важных особенностей, отличающих это заболевание от заболеваний типа ДЦП и заболеваний генетических, сопровождающихся с умственной отсталостью и прочими патологическими состояниями.