Синдром дефицита внимания (СДВ) и гиперактивности (СДВГ)

Понимание причин развития СДВГ с самого начала принесло ученым много проблем. По-прежнему не до конца, можно с уверенностью сказать, в чем причина появления такого рода нарушений.

«Мой мозг был как телевизор»

У Маши все было совсем по-другому. Она не висла на шее у родителей, не срывала занятий в детском саду, не дралась со сверстниками. В четыре года она просто перестала спать по ночам. «Я была очень спокойным ребенком, поэтому мама могла даже не знать, что я не сплю, я просто просыпалась, играла в игрушки, потом днем чувствовала себя совершенно нормально». Жаловаться на Машу воспитательницы стали только в старшей группе детского сада, но не из-за гиперактивности, а из-за ее отсутствия. Вместо того чтобы общаться и играть с другими детьми, девочка сидела в своих мыслях: «Мой мозг был как телевизор, в котором включили все каналы сразу. Я хотела одновременно и порисовать, и посмотреть мультики, и что-то еще — но в итоге ничего не делала, просто думала об этом».

Тогда невропатологи все списали на смерть отца. В школе, чувствуя свою ответственность перед мамой, Маша сразу приучила себя быть прилежной и получать хорошие отметки, несмотря на проблемы с концентрацией. Очередной визит к врачу состоялся в первом классе только после жалоб преподавателей на ее инертность. Психиатр впервые произнес аббревиатуру СДВГ, но уверил маму, что это возрастное и обязательно пройдет, а пока можно просто принимать глицин. Позже, когда в старших классах пришла и гиперактивность, в качестве лекарства девушке прописали «Ново-пассит».

Поступив в университет, Маша впервые решила сходить к невропатологу в частную клинику, узнала, что ее детский диагноз с годами не проходит сам собой, и стала читать академические работы об СДВГ: «Врач мне просто рассказал, как с этим жить. Об антидепрессантах, которые никогда не помогают до конца, просто дают временное облегчение, о том, что их нужно менять. О том, как работает моя лобная кора. Что нужно как можно больше спать, как можно чаще бывать на природе и окружать себя максимально неимпульсивными людьми». С тех пор Маша стала лучше понимать себя, поступила в магистратуру, выучила итальянский и твердо намерена стать куратором. Правда, окончательно проблемы не ушли: она до сих пор регулярно плачет несколько раз в день по пустячным поводам и время от времени испытывает проблемы со сном.

Симптомы СДВГ

Заболевание у детей протекает по-разному, однако у каждого имеется невнимательность, гиперактивность и импульсивность.

Невнимательность

Характеризуется невозможностью либо затруднением сконцентрироваться на одном предмете. Дети начинают скучать, когда им приходится выполнять какое-либо действие продолжительное время. Сознательно сосредоточиться на чем-то вызывает значительные затруднения. Дети при этом неугомонны, затрудняются выполнять какую-либо работу. Дела откладывают напоследок, не выполняют обязанности, не могут спокойно сидеть на месте. Часто начинают много дел одновременно и не заканчивают ни одно из них.

Гиперактивность

Дети не могут спокойно сидеть на месте. Они постоянно в движении и все время о чем-то разговаривают. Такого ребенка очень просто обнаружить в классе: он либо ерзает за партой, качает ногой, стучит по столу ручкой, либо ходит по кабинету. При этом дети часто волнуются.

Импульсивность

Создается впечатление, что перед тем, как что-то сделать, ребенок не думает вообще. На вопрос они отвечают первое, что пришло в голову. Могут сделать неуместное замечание или выбежать на проезжую часть, перед этим не посмотрев направо и налево.

СДВГ нередко сопровождается тревогой, депрессией, нарушением поведения.

Диагностические критерии СДВГ по DSM-IV

Нарушения внимания

  • Ребенок плохо организован;
  • Часто забывает;
  • Из-за невнимательности ребенок совершает много ошибок и с трудом сосредотачивается;
  • Постоянно что-нибудь теряет;
  • Ребенок слушает, но создается впечатление, что он ничего не слышит;
  • С легкостью отвлекается на посторонние раздражители;
  • Не желает выполнять задания, которые требуют постоянного внимания;
  • Во время игры или при выполнении какого-либо задания ребенку сложно постоянно поддерживать внимание.

Импульсивность/гиперактивность

  • Ребенок очень болтлив;
  • Ему сложно сидеть на одном месте;
  • Ребенок всегда в движении;
  • Постоянно суетится;
  • Ему сложно тихо и спокойно играть;
  • Очень много бегает, ерзает на месте, крутится, суетится;
  • Часто вмешивается в разговор, пристает к окружающим;
  • Ребенок с трудом дожидается своей очереди;
  • Не подумает или не дослушает вопрос, но уже начинает отвечать.
Читайте также:  «Это очень опасная работа»: как устроена мужская проституция

Симптомы СДВГ

Какая связь конкретными генами и развитием симптомов, характерных для СДВГ? Оказалось, что генетические факторы у людей с этим заболеванием приводят к тому, что развитие нервной системы у них замедляется в сравнении со здоровыми людьми. Говоря более образно, у детей с СДВГ некоторые участки мозга работают менее эффективно, чем у их сверстников. Это касается таких областей, как: префронтальная кора, подкорковые структуры, большие спайки и мозжечок.

В период 50-х и 60-x годов XX века причины СДВГ связывали с микроповреждениями центральной нервной системы (ЦНС), возникших вследствие патологических факторов в перинатальном периоде. Однако, оказалось, что микротравмы возникают действительно имеют место у небольшой группы детей с СДВГ, но одновременно столь же распространены у здоровых детей. Источником изменений в процессах обработки информации и психомоторных реакциях является отличие в созревании мозга, вызванное изменениями в генетическом материале.

У детей с СДВГ нарушается работа лобных долей. Эта область отвечает за эмоции, планирование, оценку ситуации, прогнозирование последствий, память. Такое состояние может проявляться в виде нарушений эмоций ребенка, то есть, например, в виде беспричинной агрессии, неослабевающей злости или постоянном забывании о чем-то.

Другая часть мозга, в которой нарушаются функции, несомненно, имеют важное значение в возникновении симптомов СДВГ, это так называемые базальные ядра. Упомянутая часть мозга отвечает за контроль движений, эмоции, обучение, когнитивные процессы (например, речь, память, внимание, мышление).

В таком случае нарушения будут проявляться в неумении сосредоточиться, проблемах с обучением, отсутствии координации движений. Функционирование областей, ответственных за осязание, зрительные и слуховые ощущения также может быть нарушено.

Причиной перечисленных недостатков является ослабление действия некоторых веществ в мозге, которые отвечают за передачу информации между отдельными его частями. Это так называемые нейромедиаторы: допамин, норадреналин и (менее важный в данном случае) серотонин.

  • Дофамин – отвечает за эмоциональные процессы, высшие психические действия (например, память, речь) и в меньшей степени за двигательные процессы. Его также называют «гормоном счастья», поскольку увеличение его концентрации в соответствующих областях мозга, вызывает состояние эйфории.
  • Норадреналин – гормон, который вырабатывается в надпочечниках, во время стрессовых ситуаций. Вызывает учащенное сердцебиение и повышение напряжения мышц. В мозгу принимает участие, в частности, в процессах терморегуляции. Дефицит может привести к недооценке угрозы, постоянному возбуждению организма. Называют «гормоном агрессивности».
  • Серотонин – необходим для нормального сна. Ее уровень также влияет на импульсивное поведение, аппетит и сексуальные потребности. Слишком низкий уровень серотонина наблюдается у агрессивных людей.

На основании проведенных исследований установлено, что уровень перечисленных веществ у людей с СДВГ значительно снижен, что приводит к неправильному потоку информации между различными структурами головного мозга.

Причины и классификация СДВГ

В этионатогенезе СДВГ наибольшую роль играют три группы факторов, которые могут проявляться во взаимодействии:

  • генетический фактор;
  • морфофункциональное повреждение головного мозга в перинатальном периоде развития и раннем возрасте;
  • психосоциальные факторы.

Следует отметить, что указанные факторы могут реализовываться во взаимодействии, усиливая друг друга.

Генетический фактор. Роль генетических механизмов в формировании СДВГ установлена в исследованиях Дж. Стивенсона, Д. Бедермана, С. Барра и других. Наличие симптоматики СДВГ у родителей детей с гиперактивными расстройствами подтверждают значимость наследственных факторов [3].

Повреждения в перинатальном периоде. Недоношенность или переношенность плода, гестозы, угроза прерывания беременности, курение и употребление матерью во время беременности алкоголя, перенесенные ею в этот период физические и эмоциональные травмы и прочие факторы, приводящие к морфологическим и функциональным повреждениям головного мозга ребенка повышают риск появления у него проблем в поведении, трудностей в обучении, гиперактивности, эмоциональных нарушений [4].

Психосоциальные факторы. В числе социальных факторов, способствующих развитию СДВГ, наиболее значимыми являются педагогическая запущенность, разносторонняя депривация, неадекватные стили воспитания, неблагоприятный социально-психологический климат в семье, низкий уровень образования родителей, семейный алкоголизм [5].

  • [1] Международная классификация болезней (10-й пересмотр)
  • [2] Кучма В. Р., Платонова Л. Г. Дефицит внимания с гиперактивностью у детей России — распространенность, факторы риска и профилактика. М., 1997
  • [3] См.: Тржесоглава 3. Легкая дисфункция мозга в детском возрасте. М., 1986. Кучма В. Р., Брязгунов И. Н. Синдром дефицита внимания с гиперактивностью у детей (Вопросы эпидемиологии, этиологии, диагностики, лечения, профилактики и прогноза). М., 1994
  • [4] Барашнев Ю. И. Истоки и последствия минимальных мозговых дисфункций у новорожденных и детей раннего возраста // Акушерия и гинекология. 1994. № 2; Халецкая О. В., Трошин В. Д. Минимальная дисфункция мозга в детском возрасте. Н. Новгород, 1995
  • [5] Завадепко Н. Н. Гиперактивность и дефицит внимания в детском возрасте. М., 2005; Политика О. И. Дети с синдромом дефицита внимания и гииерактивностью. СПб., 2008
Читайте также:  Метадоксил (Metadoxil). Метадоксил Отзыв врача нарколога

Диагностика и лечение

Здоровый ребенок непосредственен, активен, подвижен и любопытен, поэтому не стоит рассматривать любое проявление непослушания или невнимательности, как признак дефицита внимания.

Поставить диагноз, определить причину возникновения патологии может детский психиатр, психотерапевт, который определит необходимый объём дополнительных диагностических мероприятий: нейропсихологическое и патопсихологическое обследование, ЭЭГ, анализ крови «Нейротест», после чего назначит лечение, наиболее подходящее именно вашему ребёнку — психологическое или, возможно, медикаментозное и психологическое.

В программе комплексной коррекции наиболее эффективными являются индивидуальные нейропсихологические занятия, программа мозжечковой стимуляции, БОС-терапия, групповая терапия, МИМ-терапия.

Так же, специалист определит необходимость семейно-родительских консультаций — для любого ребёнка отношения с родителями — самые важные отношения, во многом определяющие всю его жизнь. Именно в этих отношениях ребенок формирует понимание собственного «Я», получает запас любви и безопасности, из которого в последующем будет черпать силы при решении «взрослых», серьезных проблем.

На консультациях наши специалисты создают особую атмосферу, которая помогает ребенку раскрыть себя.

Научиться принимать на себя обязательства, вести себя в соответствии с социальными правилами и нормами для ребёнка с СДВГ возможно, с одной стороны, через систему нейропсихологических коррекционных занятий, которые помогут формировать в центральной нервной системе недостающие корково-подкорковые связи, а с другой стороны, восполнить дефицит ситуаций социального принятия — в психотерапевтической группе, в семье. Это не всегда получается даже у самых близких — у родителей ребёнка, основные проявления СДВГ создают трудности в любых взаимоотношениях.

Семейный психотерапевт (психолог) поможет проанализировать семейные отношения и вместе найти дополнительные возможности неконфликтного взаимодействия, что бывает очень трудно, а порой и невозможно сделать, находясь внутри семейной системы.

Маленькие хитрости

  • Никогда не давайте детям сладкое на голодный желудок и особенно остерегайтесь сладкого завтрака. Большинство детских зерновых завтраков, между прочим, настолько сладкие, что их можно называть «десертами».
  • Вместо десерта детям лучше привыкнуть к тому, чтобы часа через два после обеда съедать какой-нибудь легкий пирог или фрукты, и тогда процесс пищеварения у детей не будет нарушаться из-за излишков сахаров, добавленных к съеденной «пище, от которой растут».
  • Не только то, что вы едите, но и как вы это едите, сказывается на вашем того чтобы привить ходунку или ребёнку-дошкольнику хорошие привычки питания, а значит, и хорошее поведение, позаботьтесь о лотке для перекусов. Можно взять форму для льда из морозилки, или жестяную банку для печенья, или пластиковый контейнер с ячейками и наполнить выбранную ёмкость маленькими порциями питательной и яркой пищи. Держите «кормушку» в холодильнике, чтобы она оставалась свежей. Придумайте для этих кусочков завлекательные названия, например: лодочки авокадо (разрезанные вдоль на четыре части авокадо), банановые или морковные (варёная морковь) колеса, деревца брокколи, сырные кубики, яичные лодки (сваренные вкрутую и разрезанные вдоль на четвертушки яйца), палочки (куски пшеничного хлеба из муки цельно-смолотого зерна), луны (очищенные от кожуры кусочки яблока, может быть, тонко намазанные ореховой пастой), улитки и червячки (разной формы отварные фигурные макароны). Не забудьте оставить на лотке местечко для «ныряния». Во что ваш ребёнок любит макать фрукты или хлеб? В молочный или фруктовый кисель? В йогурт?
  • Позвольте ребёнку вместе с вами приготовить лоток для перекусов. (Дети охотнее съедят то, над чем сами потрудятся.) Поставьте «кормушку» со вкусностями на детский столик в помещении, где принимаете пищу, или на нижнюю полку в холодильник, где вы специально отведёте место для этого лотка. Поощряйте ребёнка брать эти маленькие порции с лотка весь день. Когда маленький исследователь ходит «нехожеными» тропами в доме, ему часто требуются остановки, чтобы подзаправиться.

Как лечить СДВГ?

Терапия СДВГ носит индивидуальный характер в зависимости от симптоматики, которая присутствует у конкретного больного. К каждому пациенту необходимо применять комплексный подход с использованием разных методик лечения.

Психотерапия

Детям с симптомами СДВГ показано лечение у врача-психотерапевта. Доктор данного профиля выполняет оценку степени тяжести поведенческого расстройства, выясняет причины, которые способствуют появлению признаков поведенческого расстройства.

Возможно, это негативное влияние окружающих людей или неудовлетворительные условия в детском саду, школе, дома. Необходимое количество сеансов психотерапии определяется врачом.

Работа в семье

Родители ребенка, страдающего от СДВГ, должны постоянно контролировать его поведение. Больного следует все время держать под присмотром, не допускать возникновения потенциально опасных ситуаций.

Читайте также:  Почерк и характер человека: тайны наших закорючек

Дети с данным поведенческим расстройством могут выполнять действия без осознания своих поступков. Например, сделать поджог, перевернуть горячую воду, вылезть на подоконник с открытым окном. Поэтому родители должны проявлять максимальную концентрацию внимания.

Медикаментозная терапия

С целью стимулирования концентрации внимания у детей с СДВГ используют препарат Риталин. Данный медикамент назначается только в крайних случаях, когда из-за постоянной отвлеченности ребенок не усваивает общеобразовательную программу, повышается риск развития умственной отсталости.

Режим дозирования Риталином определяется лечащим врачом, так как данный медикамент обладает большим количеством побочных эффектов.

Правильное питание

В рационе ребенка, больного СДВГ, должны присутствовать только биологически полезные продукты, улучшающие функцию коры головного мозга, а именно:

Как лечить СДВГ?
  • грецкие орехи;
  • мед, собранный из разнотравья;
  • отварное мясо кролика, индейки, телятина;
  • свежие овощи и фрукты;
  • зелень;
  • бобовые;
  • творог;
  • твердый сыр;
  • рыба и другие морепродукты.

Под категорическим запретом находятся кондитерские изделия, полуфабрикаты, колбасы. Нарушение режима питания, употребление некачественной пищи, может привести к отсталости в физическом развитии ребенка.

Социальная поддержка

Дети, больные СДВГ должны воспитываться, а также получать образование только в атмосфере терпимости и взаимопомощи. Люди, окружающие ребенка с подобным диагнозом, не только контролируют его действия, но и также разъясняют то, как правильно поступать в той или иной ситуации.

Витаминотерапия

Для поддержания функциональной активности центров головного мозга, улучшения когнитивных функций и повышения внимания, детям с диагнозом СДВГ назначают прием витаминов группы В.

В данном случае могут быть использованы поливитаминные комплексы:

  • Solaray;
  • Natrol;
  • Now Foods B-50;
  • Thompson;
  • Триовит.

Режим дозирования поливитаминными комплексами зависит от возраста ребенка. Назначение терапии данными препаратами должно осуществляться врачом-педиатром.

СДВГ — это синдром дефицита внимания и повышенной гиперактивности, который встречается у детей всех возрастных групп. Данное заболевание характеризуется выраженными нарушениями поведения, сопровождается невозможностью сконцентрироваться на объектах окружающей среды, проявляется импульсивностью действий.

Лечение неврологического синдрома предусматривает использование методов психотерапии, приема поливитаминных комплексов, организации правильного питания. Основная опасность СДВГ заключается в том, что ребенок теряет возможность полноценного усвоения общеобразовательной информации, не способен налаживать социальные связи со сверстниками.

Рекомендации для родителей

  • Используйте положительную модель воспитания – чаще хватите ребенка, когда он этого заслуживаете. Будьте более внимательны, поощряйте даже незначительные успехи, чаще используйте слово «да», чем «нет» и «нельзя».
  • Придумайте ему ежедневные поручения по дому, не выполняйте их за него (застелить постель, помыть посуду после ужина или вынести мусор).
  • Заведите блокнот, где вместе с ребенком будете описывать каждый вечер его успехи за день.
  • Не завышайте и не занижайте требования к ребенку, ставьте перед ним задачи, которые соответствуют его способностям, за выполнение этих задач хвалите.
  • Определите для него четкие рамки – что можно и что нельзя делать. Ребенок с СДВГ должен учиться справляться с обычными для его возраста трудностями. Не следует формировать ему «тепличные» условия.
  • Просите ребенка о чем-либо, не приказывайте ему.
  • Если ваш ребенок вызывающе себя ведет, это значит, что он хочет привлечь ваше внимание, но не знает как иначе это сделать. Проводите с ним больше времени.
  • Дома должен быть четкий распорядок дня. Соблюдать его должен не только ребенок, но и взрослые!
  • Не ходите с ребенком в чересчур людные места, в торговые центры, на рынок. Это может его перевозбудить.
  • Оберегайте ребенка от переутомления, так как это вызывает чрезмерную двигательную активность и снижает возможность самоконтроля.
  • Не давайте долго сидеть у телевизора, введите режим просмотра мультфильмов, как долго и в какое время, четко следуйте ему.
  • Любые ограничения и правила, которые вы вводите должны быть выполнимы, перед тем как ввести их подумайте, точно ли вы сможете их выполнить. Например, не стоит говорить ребенку, что он будет смотреть телевизор раз в неделю, вы все равно не сможете всегда выполнять это правило и сами первые сдадитесь. В таком случае все, что вы требуете, все ваши правила будут обесценены.
  • Наладьте режим сна. Ребенок должен ложиться спать и просыпаться в одно время. Он должен высыпаться. Иначе у ребенка снижается самоконтроль, а к вечеру вы можете увидеть его неуправляемым.
  • Учите ребенка себя контролировать, думать о последствиях своих действий.
  • Будьте спокойны, как бы это ни было трудно. Вы – пример для вашего ребенка.
  • Детям важно осознавать свою значимость, быть успешными в чем-то. Помогите ему выбрать какую-то область деятельности, в которой он сможет раскрыть свои способности и будет преуспевать.
IQ медицина - лечимся с умом