Способности в психологии. Структура и виды способностей

Если вам очень хочется чем-то овладеть, но нет способностей, все равно действуйте. Ведь способность — не навык, а только свойство, отражающее скорость овладения навыком.

Закономерности формирования и развития

Личность, будучи носителем определенных качеств, имеет потенциал для развития способностей, который реализуется в ходе деятельности. Формирование и развитие способностей происходит во взаимодействии врожденных и благоприобретенных свойств индивида. По поводу их соотношения и взаимосвязи существует 2 конкурирующие точки зрения, каждая из которых провозглашает главенство:

  • биологического предопределения;
  • обучения и воспитания.
Закономерности формирования и развития

Оба подхода сходятся в том, что для проявления и развития способностей человек должен начать действовать. Исследования подтверждают, что при высокой заинтересованности и достаточной мотивации человек может преуспевать в деятельности, для осуществления которой у него отсутствуют природные задатки. С другой стороны, способность без развития и практического применения может быть утрачена.

Выявление способностей – одна из сложнейших задач психологии. Наиболее распространенной формой оценки способностей являются тесты. Уровень интеллектуального развития определяют с помощью заданий на логику, мышление, наблюдательность, общую осведомленность. Творческие тесты выявляют такие способности как оригинальность, образное мышление, нестандартный подход в принятии решений, умение генерировать новые идеи. Чем раньше выявлены способности индивида, тем больше вероятность их успешного развития.

Типология людей, в зависимости от способностей

Структура способностей во многом определяет качества личности, а также склонность ее к выполнению деятельности определенного рода. Так, принято выделять людей художественного и мыслительного говорить о первом, то его представители очень остро реагируют на происходящее вокруг, что сопровождается всплеском эмоций и впечатлений. Это нередко приводит к созданию чего-то нового. Что же касается мыслительного типа, то такие люди более практичны и менее подвержены внешним влияниям. Они логически выстраивают свои рассуждения, а также склонны к построению четких логических отметить, что принадлежность к художественному типу вовсе не означает, что у человека, определенно, есть творческие способности. Структура способностей позволяет ему приобрести те или иные навыки, а также с легкостью выполнять подобную работу. Кроме того, люди художественного типа вовсе не испытывают недостатка в мыслительных ресурсах, но они не являются личностей на художественный и мыслительный типы обусловлено тем, что у разных людей более развитыми являются разные полушария. Так, если преобладает левое, то человек думает символически, а если правое – образно.

Характеристика общих способностей человека

Завершая анализ способностей, остановимся на краткой операциональной характеристике общих способностей человека. Считается, что общие способности представляют собой психологическую основу успешной познавательной деятельности человека.

Первая попытка систематизации и анализ этих способностей в отечественной психологии была предпринята В. Н. Дружининым. В структуре общих способностей он выделяет интеллект (способность решать задачи на основе применения имеющихся знаний), обучаемость (способность приобретать знания), и креативность (способность преобразовывать знания с участием воображения и фантазии). М. А. Холодная в рамках развиваемой ею концепции интеллекта как формы организации ментального (умственного) опыта расширяет и уточняет предложенную В. Н. Дружининым классификацию. Она выделяет конвергентные способности, креативность, обучаемость и познавательные стили. По мнению М. А. Холодной конвергентные способности обнаруживают себя в показателях правильности и скорости нахождения единственно возможного ответа в соответствии с условиями задачи. Они могут быть представлены следующими интеллектуальными свойствами:

— уровневыми свойствами, характеризующими достигнутый уровень развития познавательных (вербальных и невербальных) функций. Как правило, они диагностируются с помощью интеллектуальных шкал Д. Векслера и Р. Амтхауэра.

Характеристика общих способностей человека

— комбинаторными свойствами интеллекта, которые характеризуют способность к выявлению различного рода связей, соотношений и закономерностей. Диагностируются с помощью прогрессивных матриц Равена.

— процессуальными свойствами интеллекта, которые характеризуют элементарные процессы переработки информации, операции, приемы и стратегии интеллектуальной деятельности. Оценка этих свойств производится на основе оценки меры влияния мотивации на успешность умственных умений, сформированности основных познавательных действий и операций анализа, синтеза и обобщения условий и требований задачи.

Человек, который видит музыку – Артур Линтген

Некоторые второй язык выучить не в состоянии, а вот американский врач Артур Линтген умеет читать на языке грампластинок: по рисунку бороздок и их цвету он определяет, какое музыкальное произведение там записано. Но Артур не претендует на звание супергероя. Он объясняет свое умение музыкальной эрудированностью и говорит, что оно распространяется только на классическую музыку, начиная от Бетховена и позже. Более ранние произведения, по его словам, слишком похожи по структуре и их трудно распознать. А когда ему дали пластинку, на которой был записан альбом Элиса Купера, Линтген сказал, что это выглядит беспорядочным нагромождением звуков и похоже на тарабарщину. Тем не менее, способность Артура Линтгена по-своему уникальна.

Человек, который видит музыку – Артур Линтген
IQ медицина - лечимся с умом