Страхи у подростков: какими бывают, и как помочь справиться

Некоторые дети бодро и радостно бегут в школу. Другие ребята школьного возраста посещают уроки без особого восторга. Третья группа учеников противится посещению учебного учреждения из-за тревожащих навязчивых и непреодолимых страхов. В такой ситуации каждодневные сборы на уроки становятся настоящими пытками и для ребенка, и для взрослых.

Возможные причины

Тревожность у детей, которая появляется при хождении в школу, может развиваться под воздействием определенных факторов. К ним относят:

Возможные причины
  • неподходящее физическое пространство, в котором вынужден находиться ребенок, например, когда стены в школы окрашены в цвет, который вызывает раздражение;
  • сильные перегрузки по учебе;
  • неоправданные ожидания родителей, оказание давления на ребенка, когда он не достигает нужных высот;
  • плохие взаимоотношения с педагогом, непринятие ребенка в школьном коллективе, в частности, сверстниками;
  • невозможность ученика осваивать школьную программу;
  • необходимость перехода в новый класс, знакомство с новым коллективом.
  1. Учебные перегрузки достаточно часто влияют на развитие тревожности. Научно доказано, что у детей, которые прозанимались в школе полтора месяца, значительно снижается работоспособность. Вследствие чего и развивается волнение и тревожность. Ребенок также перегружается на протяжении обычной школьной недели, когда имеет место повышенная нагрузка. Считается, что продолжительность урока также влияет на развитие тревожности. Установлено, что первые 30 минут занятия ученик собран, заинтересован, работоспособность на нормальном уровне. В последние 15 минут он уже не может сидеть спокойно.
  2. Проблемы с освоением программы. Иногда детям трудно освоить материал, который предлагает современная школьная программа. Далеко не каждому ученику под силу выполнить все, что от него требуется в школе. Ситуация может осложняться слишком сложной программой, например, когда ребенка переводят в гимназию или в класс с углубленным изучением определенных предметов. Случаи, когда уровень развития ребенка не соответствует программе. При наличии педагогической некомпетентности у учеников младших классов может иметь место синдром хронической неуспешности.
  3. Очень часто завышенные требования родителей к успеваемости ребенка вызывают тревожность у отпрыска. Мама с папой хотят видеть в своем сыне или дочери отличника. В ситуации, когда ребенок не может справиться с их ожиданиями, у него появляется тревожность, он переживает, волнуется, понимает, что огорчит своих родителей. У школьника может иметь место внутриличностный конфликт. И хорошо, если ученик способен соответствовать ожиданиям своих родителей, даже если раньше у него что-то не получалось, вытягивает себя, улучшая свои показатели. Но беда в том, что у учителя может сложиться стереотип, что этот ребенок двоечник и он никогда не станет ставить ему отличных оценок, как бы тот не старался.
  4. Сложные отношения с педагогом также нередко могут влиять на возникновение тревожности. Педагог может оскорблять своих учеников и даже применять физические наказания. Также может использоваться рассуждающий методический стиль ведения занятия, когда учитель одинаково требовательно относится ко всем детям и тем, кто преуспевает в учебе, и к тем, кто является более слабым. Такой педагог нетерпим даже к самым незначительным нарушениям дисциплины, допускаемые ребенком ошибки приводят к оцениванию его личности. В классе у такого учителя дети боятся подходить к доске, отвечать на уроке, бояться совершить ошибку. Также могут иметь место ситуации, когда педагог выделяет одного ученика среди всего класса, отмечает его успешность, указывает на отставание других учеников. Также может иметь место обратная ситуация, когда внимание концентрируется на одном ученике, но при этом его не хвалят, а наоборот оскорбляют и принижают на глазах всего класса.
  5. Нередко тревожность развивается перед контрольными, экзаменами. Когда на ребенка возложена большая ответственность, он должен показать, как усвоил материал, что осталось у него в голове. Такой ученик будет сильно волноваться, переживать, справится ли он со своей задачей, получит ли нормальную, достойную оценку. Ситуация может усугубляться, если школьника наказывают дома за плохие результаты на уроках, в частности, на контрольных.
  6. Переход в новую школу может, как придать сил, стать мотиватором для учебы, так и развить тревожность, а иногда и сильный стресс. Когда ребенок попадает в новый коллектив, где вокруг много незнакомых детей, которые между собой уже перезнакомились, он начинает волноваться по поводу того, как его примут. В ситуации, когда дети не воспринимают нового ученика, а если имеет место буллинг в школе, тревожность будет развиваться ускоренными темпами, а желание посещать школу пропадет.
Читайте также:  Выход из френдзоны: топ 9 лучших способов

Классификация

Существует множество видов детских тревожных расстройств, различающихся симптоматикой. Их общее проявление – продолжительное беспокойство, неадекватное существующей ситуации, которое негативно влияет на повседневную жизнь ребенка, снижает ощущение психологического комфорта. С учетом особенностей клинической картины выделяют:

Классификация
  • Общее тревожное расстройство. При генерализованном ТР дети постоянно беспокоятся о различных сферах жизни – о здоровье, безопасности, отношениях со сверстниками и родителями, успешности учебы. Из всех вариантов будущего негативный кажется наиболее вероятным.
  • Обсессивно-компульсивное расстройство. При ОКР тревога проявляется навязчивыми действиями и мыслями. Ритуалы на непродолжительное время обеспечивают ощущение спокойствия.
  • Фобии. Предчувствие опасности может оформиться в устойчивый страх (фобию) определенных объектов и ситуаций. Часто дети боятся высоты, темноты, выдуманных чудовищ, социальных контактов.
  • Панические атаки. Интенсивная тревога иногда проявляется нарастанием вегетативных симптомов – головокружением, учащением сердцебиения, дыхательным спазмом, перенапряжением мышц, составляющих клинику панической атаки. Ребенок начинает избегать событий, способных спровоцировать панику.
  • Посттравматическое стрессовое расстройство. Данный вариант тревоги возникает как результат переживания травматического события, не вписывающегося в рамки привычного опыта. ПТСР у детей проявляется внезапным наплывом воспоминаний и ночными кошмарами.

Критерии диагностики

Лечащий врач поставит диагноз социального тревожного расстройства на основании описания Ваших симптомов и моделей поведения. Во время приема вас попросят объяснить, какие симптомы у вас есть, и обсудить ситуации, в которых эти признаки проявляются сами по себе. Диагностические критерии для диагностики социального тревожного расстройства включают в себя:

Критерии диагностики
  • Выраженный страх или тревога по поводу одной или нескольких социальных ситуаций, в которых человек подвергается возможному вниманию со стороны других в течение 6 месяцев или более.
  • Боязнь действовать таким образом, чтобы выявить симптомы тревоги, которые будут негативно оценены другими. У детей беспокойство должно возникать, когда ребенок находится среди сверстников, а не только среди взрослых.
  • Социальные условия почти всегда вызывают страх и тревогу.
  • Страх или тревога выходят за рамки реальной угрозы, исходящей от ситуации.
Читайте также:  Как изменить себя в лучшую сторону: простые действия в новом сезоне

Виды школьных страхов: что вызывает тревогу у детей

Школьные страхи – обобщающее наименование многочисленных и разнообразных тревог ребенка, связанных с пребыванием в учебном заведении. Что конкретно боится ученик? Чаще всего переживания учащихся связаны со следующими ситуациями.

Страх разлуки с родителями

Ученикмладшего школьного возраста боится расстаться с родителями, поскольку только в их присутствии он чувствует себя спокойно и уверенно. Такая тревога присуща ребятам, которых чрезмерно опекают взрослые.

Боязнь контактировать с одноклассниками

Нередко страхи перед школой возникают из-за плохих отношений ребенка со сверстниками. Тревожный и застенчивый ученик из-за отсутствия коммуникативных навыков не может найти общий язык с одноклассниками. Его постоянно унижают и обижают ровесники, он – объект насмешек и издевательств.

Страх перед преподавателями

Некоторые ребята панически боятся учителей и директора. Часто такие страхи связаны с тем, что они не стали «любимчиками» у педагогов. Преподаватели демонстрируют неприязнь к ученику, занижают оценки, критикуют его недостатки перед классом.

Страх выступления перед широкой аудиторией

Многие дети чувствуют себя уверенно в узком кругу родных и друзей. Однако перспектива прочитать стихотворение перед классом или решить пример у доски лишает таких ребят спокойствия и уверенности.

Страх перед экзаменами и проверочными работами

Не каждый учащийся уверен в достаточности своих знаний. Школьник сомневается, что сможет правильно выполнить задания проверочных работ. Он очень боится допустить ошибку и получить низкий балл на экзамене. Такой страх часто связан с предвкушением наказания со стороны взрослых.

Боязнь не соответствовать родительским ожиданиям

Часто родители внушают ребенку, что он должен быть самым лучшим учеником в классе. От него требуют отличных результатов по всем предметам. Школьника страшат возможные неудачи в школе. Он боится, что из-за плохих отметок его разлюбят родители.

Читайте также:  Секс с молодым мужчиной: плюсы и минусы

Страх перед определенным распорядком

Боязнь учеников младшего школьного возраста часто связана с необходимостью соблюдать установленный распорядок. Ученики переживают, что они могут опоздать на урок. Их страшит, что они не успеют завершить задание до окончания урока. Их тревожит, что они могут дома забыть форму для физкультуры. Такие страхи характерны для детей, от которых родители не требовали соблюдения режима дня и не приучали к соблюдению порядка.

Диагностировать социофобию помогут тесты

При наличии признаков социальной фобии проведение обследования начинается специалистом с опроса больного и физического осмотра.

Могут быть применены разные виды тестов, так как специальных лабораторных исследований для диагностирования заболевания не существует. Тесты помогают в определении причины, вызвавшей развитие патологии.

Диагностировать социофобию помогут тесты

Если физическое заболевание отсутствует, то больной направляется на осмотр к психологу или психиатру. Они в своей работе используют специально разработанные интервью, которые помогают в выявлении проблемы.

Для постановки диагноза, специалист берет во внимание продолжительность и интенсивность присутствующих характерных симптомов, а также наличие признаков, свойственных социальному тревожному расстройству. Ведется и тщательное наблюдение за поведением больного. После проведения необходимых мероприятий и постановки окончательного диагноза подбирается соответствующий метод лечения социофобии.

Советы психолога ↑

Страхи у подростка – это явление, с которым можно и нужно уметь справляться. Помочь родителям, совместно с ребенком преодолеть страхи, в состоянии следующие советы психологов:

  • пересмотр ценностей и приоритетов;
  • наблюдение за окружающими людьми;
  • расслабление, как мысленное, так и физическое;
  • доскональное изучение объекта страха;
  • адекватная оценка собственной личности;
  • признание прав подростка, в частности: на личное мнение, на позицию в семье, на частную жизнь и пр.

Проблемы подросткового возраста многогранны, в том числе, имеют свое место и страхи. Родителям важно уметь распознавать тревоги и опасения, которые мучают их подросших детей. Это даст возможность совместно преодолеть имеющиеся страхи, а личности – гармонично развиваться.

IQ медицина - лечимся с умом