«Трудный» ребёнок: что стоит за непослушанием и капризами?

«Непоседливый, непослушный, невоспитанный – одним словом, трудный ребёнок». Как часто мы слышим подобные слова от родителей, воспитателей и учителей! «Трудные» дети становятся «кошмаром» детского коллектива и «терроризируют» всех вокруг: и взрослых, и детей. Родители уже устали бороться с их упрямством и своеволием, а педагоги считают дни, когда «трудный» ребёнок наконец-то закончит детский сад или школу.

Портрет «трудного» ребёнка

На приём к психологу папа приводит шестилетнего мальчика. Ребёнок не может контролировать свое поведение: постоянно вскакивает с места, трогает игрушки в кабинете без разрешения, хлопает дверями. Когда ему это надоедает, подходит к жалюзи, дёргает их, и, в конце концов, ломает. Папа рассказывает, что в детском саду воспитатели не справляются с ребёнком, он игнорирует их требования и продолжает делать своё: бегать по группе, ломать игрушки, громко кричать во время тихого часа. Друзей у ребёнка нет, дети сторонятся его, никто не хочет с ним играть и даже вставать в пару во время танца.

Это типичный пример «трудного» ребёнка. Такие дети:

Портрет «трудного» ребёнка
  • не контролируют собственное поведение;
  • не осознают своих и чужих чувств и эмоций;
  • не соблюдают правила поведения в дошкольных и школьных учреждениях;
  • не реагируют на замечания родителей и педагогов;
  • часто устраивают истерики;
  • не умеют вести себя в общественных местах;
  • вызывают раздражение у взрослых;
  • становятся изгоями в детском коллективе.

Как приучить ребенка к самостоятельности: инструкция для родителей

  • Не торопите малыша, позвольте сделать ему что-либо самому. Конечно, удобнее и быстрее одеть трехлетку, чем терпеливо ждать, пока он справится сам, но такая помощь только навредит в будущем;
  • Поощряйте инициативу: хвалите за помытый пол (пусть и с лужами) или надетое самостоятельно платье (возможно, задом наперед);
  • Обеспечьте безопасную среду для развития. Вместо того, чтобы регулярно ограничивать действия ребенка предостережениями и запретами, уберите все потенциально опасные предметы с детского пространства;
  • В повторяющихся ситуациях позволяйте выбирать, не забывая о чувстве меры. Так, малыш вправе выбрать футболку с трактором или животными для выхода на улицу, рис или картофельное пюре на обед. Отказ кушать суп с котлетой в пользу шоколадного батончика должен корректно пресекаться родителями с аргументацией их позиции;
  • Признавайте право на ошибку: не ругайте в случае неудачи. Ведь только в результате многократного повторения и анализа своих неудач можно чему-либо научиться;
  • Дайте понять, что любое действие имеет свои последствия;
  • Используйте правильное вербальное подкрепление и верьте в малыша. «Слезай, а то упадешь» — подобные фразы отбивают желание что-то делать. «Держись крепче, и ты не упадешь» — такая риторика вселяет в маленького человека веру в собственные силы.
Читайте также:  Как воспитать счастливого ребенка в XXI веке: 9 советов психолога

Самостоятельность в выборе одежды и одевании:

  • Организуйте удобные шкафчики для одежды, пусть в них будут низкие полки, чтобы ребенку было удобнее дотянуться, удобные плечики, перекладины. Если вещи будут для ребенка доступны, независимость в выборе одежды появится!
  • Выбирайте детскую обувь и одежду с удобными застежками, кнопками, различными липучками. Свитера и футболки со свободной горловиной, шорты и брюки на резинке. Ребенок сможет одеваться без вашей помощи легко и быстро.
  • Распределите по шкафчикам сезонную одежду.
  • Покажите ребенку куда нужно складывать одежду для стирки.

Самостоятельность в гигиенических процедурах:

  • В ванной распределите на низком уровне: полотенце. Также вам понадобится подставка или стульчик, чтобы ребенку удобно было дотянуться до крана.
  • Насадка для унитаза или горшок также должны быть в постоянном доступе для малыша.

Самостоятельность в еде:

  • Создайте на кухне специальную детскую зону: шкафчик, полку, где будет храниться посуда малыша, принадлежности для ребенка.
  • Используйте стеклянную и керамическую посуду, покажите ребенку, как с ней обращаться.
  • Готовьте такую еду, которую ваш малыш может есть без трудностей.
  • Позволяйте ребенку помогать в вам в приготовлении пищи и уборке.

Самостоятельность во время сна:

  • Детская кроватка должна быть низкой и открытой, такую зону сна ребенок свободно сможет покидать по желанию, также как и возвращаться.
  • Придумайте ритуал, который будет повторяться каждый вечер, например чай, чтение книги, просмотр мультфильма. Таким образом Вам не нужно будет каждый день напоминать о том, что пришло время для сна.

Самостоятельность в досуге и играх:

  • Организуйте в детской комнате удобные зоны хранения игрушек. Во время убирайте по-дальше те игрушки, с которыми малыш уже не играет, так ему будет намного легче наводить порядок.
  • Игры, альбомы для рисования и другие принадлежности должны быть в ближайшем свободном доступе.
  • Поставьте в детской комнате предметы для уборки, совок, щетка, для самостоятельной уборки мусора со стола и пола.
Читайте также:  5 главных советов, как воспитать ребенка личностью

Запаситесь терпением и собственным примером демонстрируйте желаемые примеры поведения. Не забывайте о ключевом принципе, которым стоит руководствоваться при воспитании целостной самостоятельной личности, – не «вместо ребенка», а «вместе с ребенком».

Полезна ли эта статья

Да (3) Нет ()

Поделиться:

Facebook Twitter

Почему правила — это не навсегда

Есть дети-аккуратисты, которые ненавидят беспорядок, поэтому сами без проблем поддерживают чистоту и порядок. А еще есть родители, которые приучили своих детей наводить порядок без напоминаний давным-давно, в доподростковом периоде. Эти родители отсутствие порядка считают недоработкой своих нерадивых «коллег»: мол, не надо было забивать на воспитание раньше, надо было работать над этим ежедневно. А теперь ребенок ни в чем не виноват. Именно это говорил мне мой друг Федор каждый раз, когда я жаловалась ему на бардак в комнатах своих детей и сетовала на то, что никак не могу их заставить поддерживать порядок. Федор хвастался порядком, который всегда был в комнатах его детей, когда те были подростками. И я испытывала вину за предыдущие упущения в воспитании, корила себя за слабость характера и непоследовательность в применении обещанных наказаний. Эх, вернуть бы то время, когда из-за чашечки кофе или приятной болтовни с подругой мне было лень проверить, что творится в комнате сына или дочки, а потом заставала их спящими посреди хаоса (и не будила, чтобы убрались). Да, мы с мужем сами виноваты.

И вот однажды мы приехали с Федором в квартиру его образцово-показательного сына, которую тот снимал во время стажировки после окончания университета. Сын знал о визите папы со вчерашнего вечера. Тем не менее представшая нашему взору картина впечатлила меня, видимо, на контрасте от ожиданий: разбросанная одежда, хаотично расставленные стопки книг, журналов и бумаг, пустые пивные бутылки повсюду, а местами и консервные банки вперемешку с червячками носков и даже пепельницы с окурками! Надо сказать, что сам Федор не маниакальный, но аккуратист, а порядку в его холостяцком шкафу позавидовала бы любая женщина! Встреча папы и сына была связана с передачей запасного ключа от машины и длилась 15-20 минут. Мы выпили кофе (для которого сын долго искал чашки). Отец не спросил, а сын и не думал извиняться за «некоторый беспорядок». Мне было странно, почему он хотя бы поверхностно не убрался перед приходом папы, с которым у него очень близкие и доверительные отношения.

Признаюсь, что в душе я в некотором смысле ликовала. Ведь Федор постоянно приводил мне в пример своих детей и свой педагогический дар. На мой вопрос «почему», Федор ответил: «Наверное, ему так нравится. Он уже большой, и это его дело». А я спрашивала саму себя: как добивался Федор порядка в комнатах своих детей? Или они просто очень уважали своих родителей, поэтому подчинялись их инструкциям? Какой-то однозначный вывод из этой истории я делать не стала. Но все же подумала о том, что семейные правила, даже в случае следования им детьми (как в описанном примере), — не всегда гарантия того, что поведение, которого хотят добиться родители, приживется и станет частью взрослой личности.

Оригинал

Мотивация

Вряд ли ребенок захочет делать что-то самостоятельно и проявлять инициативу, если он не заинтересован в действии. Поэтому важно стимулировать любознательность, заинтересовывать его. В этом помогут:

  • личная увлеченность, наличие у родителей хобби, которое они готовы разделить с детьми;
  • познавательная литература в доме: энциклопедии, брошюры, коллекции, специализированные книги по разным тематикам и др.;
  • доступ к другим полезным ресурсам: документальные фильмы, список полезных сайтов, абонемент в библиотеку и др.

Кроме того, важно отмечать значимость каждого действия. Согласитесь, никому не нравится выполнять работу, которую он считает бесполезной. Если не получается вызвать естественный интерес, объясняйте ребенку, зачем нужно делать ежедневную уборку, изучать теорию вероятностей и правила русского языка, помогать бабушке в деревне. Акцентировать внимание стоит на важности, полезности, практическом применении.

IQ медицина - лечимся с умом