Виды и функции эмоциональных состояний в психологии

Эмоции представляют собой субъективную оценочную реакцию человека на различные ситуации и явления, происходящие вокруг него. Первые попытки изучения и классификации этого понятия в психологии были предприняты еще в Древней Греции философом Платоном, а позже и его учеником – Аристотелем.

Эмоции в психологии, классификация которых (как и само понятие) не имеет универсального подхода, изучались задолго до формирования самой науки. Древние греки разделяли эмоции на 2 положительные (радость, желание) и 2 отрицательные (страх, печаль) реакции, из которых выделяли множество второстепенных.

Позже некоторые ученые (В. Вундт, Б. Спиноза), в попытках создать единую систему классификации, приходили к выводу, что человек испытывает такое количество эмоций, которое просто невозможно как-либо дифференцировать.

Виды и функции эмоциональных состояний в психологии

Поэтому в психологии существует довольно много классификаций этого психического процесса, наиболее известными среди которых являются:

Рид 1780-е гг. По источнику возникновения С животным началом Жажда, желание, аппетит. С механическим началом Привычки, инстинкты. С рациональным началом Самолюбие, стыд, долг. И. Кант 1780-е гг. По влиянию на активность Стенические Являются стимулом к увеличению жизнедеятельности организма (восхищение, радость). Астенические Снижают жизнедеятельную активность человека (страх, печаль). Т. Браун 1820 По времени возникновения Ретроспективные Прошедшие ранее. Непосредственные Возникающие в данный момент. Проспективные Могут возникнуть в будущем. Г. Спенсер 1850-е гг. По признаку возникновения Презентативные Проявляются в результате внешнего воздействия (гнев на кого-то, боязнь чего-то). Репрезентативные Не имеют привязки к конкретному раздражителю, вызываются поэзией. Презентативно-репрезентативные Простые (страх, радость). Отвлеченные (высшие) Образуются без воздействия извне (чувство долга, справедливости). Б. Додонов 1978 По функционалу Праксические Вызваны желанием добиться успеха в какой-либо деятельности (в рабочем процессе, в учебе). Альтруистические Беспокойство за кого-либо, желание доставлять радость, оказывать помощь. Глорические Желание прославиться, утвердиться. Пугнические Желание бороться за что-то, преодолевать препятствия. Коммуникативные Потребность в общении. Эстетические Потребность в любовании прекрасным. Акизитивные Желание собирать что-то, коллекционировать. Гностические Потребность в познании, изучении чего-либо. Гедонистические Потребность в физическом и душевном комфорте. Романтические Жажда необычного, мистического, таинственного. Р. Плутчик 1980 По проявлению Базисные (первичные) или простые Выделял 8 базисных эмоций: грусть, радость, страх, злость, доверие, ожидание, удивление, неудовольствие. Вторичные (сложные) Возникают в результате сочетания 2 или более первичных эмоций (ужас, разочарование, скука, интерес). В. Вилюнас 1986 По способу возникновения Ведущие (первичные) Возникают при реакции на конкретный объект или ситуацию (восхищение, страх, гнев). Ситуативные (вторичные) Являются производными от первичных эмоций (разочарование, неприязнь, уважение). Л. Куликов 1997 По степени проявления Самооценочные Для оценки внутреннего состояния (стыд, гордость, печаль). Активационные Мотивирующие эмоции (радость, азарт, бодрость). Тензионные Эмоции, сопутствующие состоянию напряжения (страх, гнев, раздражение).

Типы невербальной коммуникации

Выделяется несколько типов невербальной коммуникации: кинесика, гаптика, мимика, проксемика, окупесика, хронемика, одорика, аускультация, гастика, системология, паралингвистика, актоника.

Подробнее о них мы узнаем, обратившись к рисунку 1.

Рисунок 1. «Типы невербальной коммуникации»

Также выделяется и более упрощенные типы невербальной коммуникации.

Типы невербальной коммуникации
  • выразительные движения тела (жесты, мимика и пантомимика, поза, походка);
  • визуальный контакт (направление, длина паузы, частота контакта).
  • Просодические и экстралингвистические. Голос и речь: интонация, громкость, тембр, темп речи, ритм, дикция, модуляция, высота, тональность, паузы, вздох, смех, плач, кашель, зевание и др.
  • Такесические. Динамические прикосновения: рукопожатие, поцелуй, похлопывание и др.
  • Проксемические:
    • пространственная структура общения (ориентация и угол общения партнеров, дистанция);
    • время (опоздания, ранний приход, соотношение времени и статуса, культура времени).

    Невербальное проявление эмоций мы можем проследить по выражению лица, различных жестов. Представим информацию наглядно на рисунках 2 и 3.

    Рисунок 2. «Универсальные проявления эмоций: радость, гнев, удивление, страх»

    Типы невербальной коммуникации

    Рисунок 3. «Жесты»

    Невербальное проявление эмоций начинается с самого рождения ребенка, однако совершенства оно достигает лишь в подростковом возрасте, когда общение со сверстниками становится ведущей деятельностью.

    Далее рассмотрим подход П. Экмана и У. Фризена. Они представили невербальное общение (и выражение эмоций, в частности) в виде определенных кодов. Перечислим их ниже:

    1. «эмблемы» — это определенный устойчивые коды, которые тесно связаны с культурой и осознанно употребляются;
    2. «иллюстраторы» — неустойчивые коды, которые тесно связаны с речью и могут употребляться как осознанно, так и неосознанно;
    3. «регуляторы» представляют собой коды, которые направлены на поддержание общения;
    4. «экспрессивные» являются лицевыми знаками;
    5. «адапторы» — это остаточные формы когда-то целесообразных действий, сопровождающих потребности человека, их функции в общении заключаются недостаточно осознанно в поддержке, защите себя.

    Ничего непонятно?

    Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

    Типы невербальной коммуникации

    Вывод

    Читайте также:  Восточный гороскоп по годам рождения: совместимость знаков зодиака

    Таким образом, невербальные проявления эмоций тесно связаны с невербальной коммуникацией в целом.

    Зачем нам знать о своих эмоциях?

    Закономерный вопрос, нужно ли обычному человеку, живущему нормальной социальной жизнью разбираться в таких вещах как хитросплетения своих эмоций?

    Большинство людей за всю свою жизнь так никогда и не задумывается на подобные темы, хотя многие понимают, что эмоции, это одна из существенных составляющих нашей жизни. Ну и что же с того? Имеется ли проблема в том, что мы пользуемся многими вещами, часто не имея представления о том как они устроены?

    Зачем нам знать о своих эмоциях?

    Думаю на это вопрос вряд ли можно ответить как то определенно. Ведь любое знание изначально существует не просто так, а по причине своей целесообразности, потому, что оно нам для чего то необходимо. И если вам интересен какой то вопрос, то на то уже, вероятно, есть своя причина, она и делает его изучение целесообразным.

    А вообще то, этот вопрос во многом риторический. Задайте себе другие вопросы — «кто я», «зачем я живу», «каково мое место в мире». Это несколько так называемых экзистенциальных вопросов, и существует две категории людей, для одной эти вопросы пустая блажь, для других, возможно, одни из самых важных в их жизни. И если вы попали во вторую категорию, то вопрос об эмоциях не обойдет стороной ваш интерес. Почему это важно? Потому что вопрос об эмоциях, это вопрос о том, что именно я чувствую. А ведь это именно то, из чего, ни много ни мало состоит наша жизнь. И в этом стоит разобраться.

    Функции эмоций

    По мере реализации программы поведения в регуляторные центры мозга поступают сигналы, позволяющие оценить ее успешность. Одновременно у человека возникают переживания – эмоции, которые являются индикаторами (показателями) степени удовлетворения потребности.

    Эмоция позволяет нам соотнести с потребностями события в определенный промежуток времени, и при необходимости изменить поведение.

    Мотивация – залог успеха

    Благодаря эмоциям мы быстро, без анализа деталей, оцениваем жизненные ситуации по субъективной шкале «приятно – неприятно», «весело – скучно», «страшно – интересно» и другие. Основными эмоциями человека являются: радость, интерес, удивление, горе, гнев, отвращение, презрение, страх, стыд, вина. Вспомните, каким наполненным становится жизнь, когда вы чем-то увлечены. Каким бы ни был предмет вашего интереса – музыка, рисование, математика, футбол, – сама увлеченность становится «мотором» вашего развития. Она направляет вас к поиску, к познанию нового. А вот отсутствие интереса, чувство постоянной скуки является поводом задуматься, все ли благополучно в вашей жизни.

    Читайте также:  Как нужно правильно ухаживать за девушкой: ценные советы для парня

    Наверное, вам приходилось переживать гнев: все сталкивались с препятствиями на пути к собственным целям, с жестокостью, несправедливостью. Эта эмоция демонстрирует, что ситуация глубоко затрагивает человека и является выражением ее попытки отстоять себя. Гнев нельзя расценивать ни как положительную, ни как негативную эмоцию. Вопрос в том, в какой форме человек выражает ее. Плохо, если человек, сердясь, ведет себя агрессивно по отношению к обидчику – это только напрягает ситуацию. Поэтому следует учиться контролировать себя в гневе, отыскивать неагрессивные способы его выражения.

    Эмоции выполняют коммуникативную функцию – сообщают нам о состоянии собеседника. Выражение эмоций (например, с помощью мимики) делает их понятными для любого человека независимо от возраста, расы или пола. Наблюдая за человеком, выражением его лица, интонациями и жестами, можно понять его эмоциональное состояние и потребности.

    Похожие материалы:

    1. Научно-техническая революция
    2. Украинцы за границей
    3. Природно-заповедные объекты лесной зоны Украины
    4. Физико-географические области Крымских гор

    Теги:МотивацияПотребностиФункции потребностейФункции эмоцийЭмоции

    Психологическая саморегуляция

    Эффекты психологической саморегуляции:

    1. Успокоение — достигается после устранения эмоциональной напряженности.
    2. Восстановление — начинается после полного успокоения, качественного отдыха.
    3. Активация — начинается при повышении психофизиологической активности.

    Способы психологической саморегуляции делятся на две больших группы:

    1. Естественные — происходят сами по себе, без определенной цели.
    2. Направленный — применяются человеком для достижения определенного психического состояния.

    Естественные:

    Психологическая саморегуляция
    • сон, еда;
    • взаимодействие с животными, природой;
    • массаж, танцы;
    • музыка, развлечения.

    Доступные методы психологической саморегуляции:

    1. Смех, улыбка, юмор.
    2. Созерцание панорам, пейзажей.
    3. Концентрация внимания на приятном, например, на любимых цветах, старых фотографиях.
    4. Вдыхание свежего воздуха.
    5. Размышление о хорошем.
    6. Мышечное расслабление.
    7. Выражение похвал, комплиментов.

    От эмоционального состояния человека зависят многие аспекты его жизни. Невозможно продуктивно работать при плохом настроении, депрессии, стрессе. Проще достичь поставленной цели в хорошем расположении духа. Важно научиться контролировать собственное эмоциональное состояние, знать, как правильно выходить из стресса.

    IQ медицина - лечимся с умом