Виды социальных ролей — Шпоры по дисциплине Психология групп

В психологии существует такой термин, как девиация. Им характеризуют отклоняющееся от нормы поведение людей, живущих в обществе. Девиантные поступки, с точки зрения морали и закона, недопустимы. Однако люди в силу разнообразных причин, целей и жизненных обстоятельств действуют вразрез с нормами, приемлемыми в социуме.

Что такое девиация: виды и примеры

Девиация в переводе с латинского языка означает отклонение. В психологии есть такое понятие, как девиантное поведение. Если поступки и действия индивидуума не соответствуют установленным в социуме нормам поведения, то такое отклонение от правил является признаком девиации. В любом обществе люди обязаны вести себя согласно общепринятым правилам. Взаимоотношения между гражданами регулируют законы, традиции, этикет. К девиантному поведению также относятся социальные явления, выраженные в устойчивых формах человеческой деятельности, не соответствующих установленным в социуме правилам.

Виды девиации:

  • деликвентная (преступления);
  • асоциальная (игнорирование правил и традиций);
  • саморазрушительная (вредные привычки, самоубийство);
  • психопатологическая (заболевания психики);
  • диссоциальная (ненормальное поведение);
  • парахарактерологическая (отклонения из-за неправильного воспитания).

Девиация может быть позитивной или негативной. Если индивид стремится преобразить жизнь, а его поступки продиктованы желанием качественно изменить социальную систему, то в этом стремлении нет ничего предосудительного. Однако если действия человека приводят к дезорганизации социальной среды, а для достижения своих целей он использует противозаконные способы, то это свидетельствует о неспособности индивидуума к социализации и нежелании адаптироваться к требованиям социума. Поступки, выходящие за рамки закона, являются примерами негативной правовой девиации.

Социальная девиация может быть как положительной, так и отрицательной. Девиантный поступок в социуме зависит от определяющей его мотивации. Проявление бесстрашия и героизма, научные новшества, путешествия и совершение новых географических открытий — это признаки положительной девиации. Позитивными девиантами являются: А. Эйнштейн, Х. Колумб, Джордано Бруно и другие.

Примеры отрицательного и противозаконного девиантного поведения:

  • свершение преступного деяния;
  • злоупотребление алкоголем и наркотиками;
  • секс за деньги.

Подобные негативные поступки порицаются социумом и наказываются согласно нормам уголовного права. Однако некоторые виды девиантного поведения настолько крепко укоренились в жизни общества, что их наличие не вызывает ни у кого удивления. К негативу люди относятся критически, хотя порой стараются не замечать отклоняющееся от нормы поведение других членов общества.

Примеры отрицательной девиации:

  • оскорбления;
  • рукоприкладство;
  • драка;
  • нарушение традиций;
  • компьютерная зависимость;
  • бродяжничество;
  • азартные игры;
  • самоубийство;
  • громкий смех в общественных местах;
  • вызывающий макияж, одежда, поступки.

Чаще всего девиантное поведение встречается у подростков. Они переживают самый ответственный период своей жизни — переходный возраст. В силу физиологических особенностей организма и несовершенной психологической организации подростки не всегда могут правильно оценить ситуацию и адекватно прореагировать на проблему. Иногда они грубят взрослым, громко играют на музыкальных инструментах по ночам, вызывающе одеваются.

Девиации, связанные с нарушениями в области общения между членами общества, называются коммуникативными. Отклонения от норм правильной коммуникации бывают разных видов.

Виды коммуникативной девиации:

  • аутизм врождённый (стремление к одиночеству);
  • аутизм приобретённый (нежелание общаться из-за стрессовых ситуаций);
  • гиперобщительность (стремление к постоянному общению с людьми);
  • фобии (боязнь толпы, общества, клоунов).

Основоположником теории девиации является французский учёный Эмиль Дюркгейм. Он ввёл в социологию понятие аномия. Таким термином учёный охарактеризовал общественное состояние, при котором происходит разложение системы ценностей в результате глубокого экономического или политического кризиса. Социальная дезорганизованность, при которой в обществе наступает хаос, приводит к тому, что многие индивидуумы не могут определиться с правильными для себя ориентирами. В такой период чаще всего у граждан появляется девиантное поведение. Дюркгейм объяснил причины социально отклоняющегося поведения и преступности.

Читайте также:  ВЕГЕТО-СОСУДИСТАЯ ДИСТОНИЯ с точки зрения нейрофизиологии

Он считал, что все члены общества должны себя вести солидарно с установленными правилами поведения. Если действия индивида не согласовываются с общепринятыми нормами, то его поведения является девиантным. Однако по мнению учёного, общество не может существовать без отклонений. Даже преступность является нормой общественной жизни. Правда, для поддержания общественной солидарности преступность необходимо наказывать.

Факторы влияния

Есть несколько факторов, которые определяют суть и функции социализации личности, их заключают в две группы. Первая состоит из социальных, которые отражают культуру, историю, этнические признаки общества. Во вторую группу входят индивидуальные факторы человека, определяющие его жизненный путь и позицию.

Социальными показателями могут считаться макро-, микро- и мезофакторы, а также экологическое состояние окружающей среды, качество жизни людей, риск возникновения экстремальных ситуаций.

Макрофакторы — это природные и социальные особенности развития. Они включают такие показатели, как культура и государство. От развитости страны зависит и степень социализации, так как она влияет на территориальные границы, психологический и экономический уровень жизни, историю и политику. Культурой называется система духовных ценностей. Она охватывает все сферы человеческой жизни: от биологической (еда, отдых, интим) до производственной и моральной.

Мезофакторов больше:

  • тип поселения;
  • народ;
  • религия;
  • СМИ.

Уровень социализации может зависеть от типа местности — города, поселка или деревни. Стабильная, исторически сформировавшаяся совокупность людей — этнос — обладает единым языком, религией, ценностями и культурой. Религиозные факторы также формируют личность, от них зависят мысли и чувства человека, образ его жизни и моральные устои. С помощью средств массовой информации можно влиять на мировоззрение человека.

Под микрофакторами должны пониматься детерминанты, учитывающие обучение и воспитание в небольших группах — коллективах, классах, религиозных и учебных учреждениях. Но самое большое влияние на социализацию оказывает развитие общества и страны. В стабильное время человек направлен на групповые ценности, а в критические моменты — войны, экономические и политические проблемы — активируются разные личности.

В случае общественного кризиса условия жизни социума нарушаются, система ценностей становится другой, отношения между близкими людьми напрягаются. Воздействию подвергаются подростки, юные личности, пожилые люди. Те, у кого уже сформировался характер, не воспринимают навязанную точку зрения. У них есть свои ценности и устои, отличные от общественных.

С чем связаны?

«,Стандартный», набор ролей связан с основными сферами жизни человека в социуме.

В психологии различают социальные и межличностные виды ролей.

Социальные связаны с неким ожидаемым от человека набором прав и обязанностей, которые, в понимании общества, накладывает на него данный статус:

  • социальный статус,
  • профессиональная принадлежность, вид деятельности,
  • гендер и т.п.

Межличностные роли индивидуальны и складываются из конкретных отношений в паре, группе, сообществе людей (например, всеобщий любимчик в семье).

Так как каждый индивид , «,носитель», большого количества соцролей, связанных с одним статусом, в психологии выделено понятие ролевого набора (комплекса).

Внутри комплекса разделяют типичные социальные роли личности и те, которые возникают в зависимости от ситуации.

К типичным, базовым социальным ролям относят те, которые формируют костяк личности индивида:

  • его взаимодействие в семье, с ближним («,родным»,) кругом общения,
  • принадлежность к профессиональному социуму, кругу,
  • общественно-политическую деятельность и убеждения.
Читайте также:  В основе гештальт психологии лежат понятия

В отличие от базовых (постоянных) социальных ролей ситуационные возникают спонтанно и заканчиваются со сменой «,сюжета»,.

Так, например, в течение одного дня человек успевает побыть пассажиром, водителем, покупателем, пешеходом.

Эмпатия: как развить и усилить

Люди, стремящиеся к саморазвитию, интересуются, можно ли развить эмпатию и зачем она нужна. Очевидно, что плюсов больше, поэтому работа над собой в этом направлении не будет лишней. Психологи разработали несколько приёмов, которые могут помочь в этом деле.

Как развить эмпатию:

Эмпатия: как развить и усилить

1. Использовать углубление в себя, самопознание. Один из приёмов – ежедневный отчёт перед сном о своих действиях за день. Осмысление поступков, действий, мотивов, испытанных эмоций.

2. Развивать внимательность к словам других людей. Это означает, что нужно больше уделять внимание собеседнику, чем себе. Например, дать ему высказаться, потратив минимум слов со своей стороны. При этом важны не только слова, но и их смысл, эмоциональная окраска.

3. Превращение в актёра. Не в буквальном смысле, а в переносном. Важно представить себя на месте другого человека, пережить его эмоции, или хотя бы понять их. Вспомнить свои переживания, хорошие и плохие, и сравнить их с эмоциями оппонента. Это может быть реальный человек или герой книги, художественного фильма, телепрограммы.

Эмпатия: как развить и усилить

4. Развитие отзывчивости. Если коллеги или близкие просят помощи, совета, нужно постараться сделать всё возможное. Выслушать, уделить внимание, помочь по мере сил.

5. Общение с животными. Недостаточно развитую эмпатию могут пробудить питомцы. Умиление и радость от общения с котятами, щенками – хороший способ развить сострадательность.

Ни один совет о том, как развить в себе эмпатию не поможет, если человек обозлился и очерствел душой. Сострадание – это доброта, умение проявлять любовь. Злость, страх, эгоизм, гнев, исключают сочувствие, позитивный настрой и самообладание, которые необходимы эмпату. Для успешного саморазвития нужно научиться ими управлять так, чтобы они не мешали становиться лучше.

Эмпатия: как развить и усилить

Каролина Кораблёва

Об авторе: Привет! Я — Каролина Кораблёва. Живу в Подмосковье, в городе Одинцово. Люблю жизнь и людей. Стараюсь быть реалистом и оптимистом по жизни. В людях ценю умение себя вести. Увлекаюсь психологией, в частности — конфликтологией. Закончила РГСУ, факультет «Психология труда и специальная психология».

Как выработать

Конечно, выгодно выделяться на фоне остальных хочется всем. Главное, чтобы это не шло вразрез с общепринятыми правилами поведениями в обществе и не сопровождалось ущемлением прав других. Яркая индивидуальность, если она положительная, позволяет человеку многого добиться:

  • ему отдадут предпочтение на собеседовании при приёме на работу;
  • его выделит из всех остальных претендентов любимый человек;
  • он привлекает к себе искреннее внимание;
  • часто становится лидером;
  • имеет много друзей и знакомых.

Это далеко не все выгоды выделяться из толпы. Поэтому в любом возрасте есть смысл задуматься о том, как подчеркнуть индивидуальность, развить, выработать, направить в положительное русло. В арсенале психологов — большое количество способов и методик, как это сделать.

У детей

Становление индивидуальности в идеале должно происходить в детском возрасте. Поэтому каждый родитель, заботящийся о полноценном развитии своего ребёнка, должен способствовать формированию у него качеств, которые будут выгодно отличать его на фоне остальных. Подходить к данному вопросу следует комплексно.

Вырабатывать вкус

Для этого нужно детей с раннего возраста приучать к прекрасному. Слушать классическую музыку, ходить в музеи, театры и картинные галереи. Наблюдать за красотой природы. Окружать элегантными вещами. Учить опрятности и правилам ухода за собой. Рассказывать о сочетании цветовых гамм. Вместе подбирать одежду. С возрастом — следить за модой и индивидуальными стилями различных звёзд. Это поможет в будущем создать свой неповторимый образ и в любом обществе привлекать к себе внимание безупречным внешним видом с изюминкой.

Читайте также:  Героиновая наркомания – медленная смерть в молодости

Учить общаться

В первую очередь обучать правилам поведения в обществе. Предоставлять ему возможность общаться со сверстниками. Приглашать домой его друзей, наблюдать за их общением, аккуратно поправлять ошибки собственного ребёнка. Следить за тем, чтобы у него не было навязчивых движений, бесконтрольной мимики. Развивать лидерские качества, если они есть.

Как выработать

Формировать собственную точку зрения

Параллельно развивать собственное видение всего происходящего вокруг. Самый элементарный приём: после прочтения сказки или просмотра мультфильма спрашивайте, какие герои, с точки зрения ребёнка, хорошие, а какие плохие, и почему. По мере взросления нужно показывать, что не всегда общее мнение может быть правильным. Всем жалко весёлого и озорного Колобка, которого съела Лиса. Но разве он положительный персонаж, если ослушался дедушку с бабушкой и убежал от них?

Обогащать внутренний мир

Способствовать развитию творческого начала: отдать в художественную студию, на танцы, в спорт, где ребёнок сможет реализовать себя. Расширять кругозор чтением книг, прослушиванием классической музыки, посещением музеев.

На формирование личностных особенностей ребёнка также оказывает большое влияние развитие адекватной самооценки. Если с ней замечены какие-то проблемы, лучше обратиться за помощью к профессионалу. Ежедневно разговаривайте со своими детьми, просите их проанализировать, что произошло за день.

У взрослых

Главное — понять, что фиолетовый цвет волос и пирсинг в носу — ещё далеко не выражение индивидуальности. Для того, чтобы её выработать, рекомендуется:

  • не пожалеть денег и времени и записаться на тематический психологический тренинг;
  • постоянно работать над собой: вырабатывать силу воли через тайм-менеджмент, выравнивать самооценку с помощью аффирмаций;
  • изучить стилевое своеобразие различных звёзд мировой величины, интересоваться модой, поработать со стилистом и визажистом, чтобы найти и создать свой неповторимый образ;
  • тренировать умение дискутировать;
  • сделать что-нибудь по-настоящему полезное (не на словах, а на деле) для своего города;
  • развиваться творчески: рисуйте, плетите, лепите, стройте, пишите, чтобы отразить собственный взгляд на мир;
  • развивать свои интеллектуальные способности и память, расширять кругозор.

Как сказал известный немецкий писатель-романтик Гофман, большинство людей похожи на монеты, на которых чеканятся одни и те же изображения, но есть и те, что подобны медалям, выбиваемым только для особого случая. Последние и являются индивидуальностями. И то, чем быть в этой жизни — штампованной монеткой или торжественной медалью — каждый решает сам для себя.

Привлечение внимания

В процессе коммуникации люди часто сталкиваются с барьерами общения. Каждому индивиду важно, чтобы его слушали и слышали, поэтому крайне необходимо удерживать внимание реципиентов. Первое, с чем сталкивается человек в процессе общения – проблема с привлечением внимания. Решить ее можно используя такие приемы общения:

  • «Нейтральная фраза». Человек может произнести фразу, никак не связанную с основной темой беседы, но ценную для присутствующих.
  • «Завлечение». Говорящему стоит очень тихо и непонятно произнести фразу, это заставит окружающих прислушаться к его словам.
  • «Зрительный контакт». Если пристально глядеть на человека, то его внимание будет полностью сосредоточено. Когда человек избегает взгляда, он дает понять, что не желает вступать в контакт.

Барьеры в общении могут быть представлены в виде шума, освещения или желания реципиента поскорее вступить в беседу, поэтому нужно научиться «изолировать» собеседника от этих факторов.

IQ медицина - лечимся с умом