Заикание у детей: причины, методы лечения и коррекции

Заикание, как речевое нарушение, характеризуется расстройством темпо-ритмических особенностей речи. Оно имеет сложную структуру, в основе которой лежат проблемы психологического, биологического и социального характера.

Профилактика заикания

  1. Соблюдать режим дня. Ровное спокойное течение жизни способствует укреплению нервной системы.
  2. Благоприятная атмосфера в семье. Доброжелательная, спокойная атмосфера, в которой ребёнок ощущает надёжность. Доверительные отношения, чтобы, когда у ребёнка появляются страхи или тревога, он мог всегда обратиться к родителям.
  3. Воспитывать эмоциональную устойчивость. Стрессы и волнения будут всегда в жизни ребёнка. Родители должны научить детей выходить из разных стрессовых ситуаций. Привить ребёнку чувство, что всегда можно найти какой-то выход.
Профилактика заикания

Массаж – обязателен при заикании

Массаж – дополнительный способ лечения логоневроза.

Методики массажа

Существует несколько методик массажа:

  • традиционный;
  • зондовый;
  • точечный;
  • сегментарный.
Массаж – обязателен при заикании

Логопеды чаще всего используют точечный и сегментарный массаж при заикании.

Важно! Нельзя проводить массаж, если у ребенка герпес, гингивит, стоматит, увеличены лимфоузлы, высыпания на коже, воспаления, конъюнктивит, соматические и инфекционные заболевания.

Сегментарный массаж

Во время сегментарного массажа происходит воздействие на мышцу, отвечающую за речь. Важно, чтобы процедуры проводились регулярно курсом (продолжительность 14-20 дней). В начале сеансы длятся 5 минут, затем увеличиваются до 20 минут.

Курс массажа возобновляется при обострении хронической формы заболевания.

Сегментарный массаж при помощи инструмента

Точечный массаж

Массаж – обязателен при заикании

Такой массаж снимает лишнюю возбудимость и расслабляет речевой центр. Манипуляции очень просты, поэтому родители могут делать их дома, как только освоят технику.

Важно! Перед массажем запрещено употреблять пищу и воду.

Точечный массаж выполняется по схеме

Выдох с протяжным звуком «У»

Имитируем голосом вьюгу. Сначала еле слышно, затем постепенно становясь громче. Воздух идет в живот. Плечи опущены. Вдохнули и, выпуская воздух, протягиваем «у-у-у-у», усиливая его в процессе. Губы вытянуты трубочкой. Повторяем 3 раза.

Усложняем задачу. Произносим звуки О, У, И, одновременно выполняя движения руками. Рисовать букву О начинаем в области солнечного сплетения, совершая руками движение вверх и вперед, затем вниз и к себе под живот, при этом протяжно говорим «о-о-о-о». Поднимаем руки вверх, гладим тыльной стороной кисти руки щеки, тянемся, протягивая «у-у-у-у». Далее руки возвращаем в исходное положение, разводя их в стороны, в районе солнечного сплетения рисуем улыбку и произносим долгий звук И. Выполняем этот комплекс единым движением, не прерывая звуки.

Это упражнение помогает снять зажим, удлинить речевой выдох, что очень важно при заикании.

Делайте дыхательную гимнастику ежедневно, и уже через неделю заметите положительные изменения.

Формы и степени

В медицинской практике заикание подразделяется на несколько видов в зависимости от стадии развития патологии, ее этиологии, а также определенных типов симптоматики. По степени прогрессирования недуг может быть легким, средним и тяжелым.

Первая стадия сопровождается слабым проявлением признаков заикания, которые возникают под воздействием внешних факторов. Средняя степень патологии проявляется в виде запинаний в процессе речи. Тяжелая форма заикания характеризуется ярко выраженной симптоматикой.

Другие классификации заикания:

  • по характеру судорожных состояний речевого аппарата (смешанная, артикуляционная, голосовая, тоническая, дыхательная, клоническая и клонико-тоническая форма);
  • по характеру возникновения (постоянная, рецидивирующая и волнообразная форма);
  • по этиологии (невротическое и неврозоподобное заикание).

Суть заболевания

Заикание — это заболевание, которое в большинстве случаев возникает в детском возрасте. В период от 3 до 5 лет развивается речевой аппарат, и любые нарушения в этот период влияют на плавность речи. По своей природе заикание — сбивчивость темпа речи. Она проявляется в условиях сильного стресса или после перенесенной травмы. Родители пытаются помочь ребенку: распространен миф, что заикание возникает от испуга и им же лечится. Подобные действия взрослых только вредят ребенку.

Если страдает от проблемы взрослый или ребенок, на фоне дефекта речи развиваются нарушения психики: больной чувствует, что он хуже других, ощущает необходимость скрываться или избегать общения. Психологические последствия заболевания — это основная проблема, которая с годами только укореняется. Вид заикания и условия его проявления влияют на социальную адаптацию больного, поэтому профилактика заболевания позволяет решить проблемы психологического и физического характера.

Причины возникновения

Есть факторы, располагающие к развитию дефекта речи. Научно доказано, что напрямую на это влияет темперамент человека: как он справляется с трудностями, как их воспринимает. Причины, по которым человек заикается:

  • заболевания речевого аппарата;
  • ситуации стресса;
  • осложнения после травм.
Читайте также:  Виды общения в психологии — что к ним относится, его функции

Определение причины заикания позволяет решить проблему, пока она не создала большие неудобства больному. Заикание, возникшее из источника психологического характера (человек пережил сильный стресс и т. д.) лечится с помощью комплексной терапии. Ухудшает состояние больного окружающая среда и условия жизни. Если в семье нет поддержки, а человек мнителен и замкнут, избавиться от заикания будет сложно.

Виды заикания

Выделяют несколько форм заикания.

Различают такие типы у взрослых и детей:

  • невротическое;
  • неврозоподобное;
  • смешанное.

Для каждого вида заикания характерна своя речевая активность, темп речи, произношение звуков и общая выразительность. Психосоматика и психомоторика у разных типов дефектов речи также разная. Течение заболевания зависит от продолжительности болезни и самочувствия больного.

В большинстве случаев заикание сопровождается другими дефектами речи: человек не выговаривает какие-либо буквы, картавит или шепелявит.

Возможные осложнения и последствия

Заикание у детей может становиться причиной сужения круга общения ребенка, возникновения мнительности, тревожности, раздражительности, ощущения собственной неполноценности, снижения успеваемости в школе, проблем с адаптацией в социуме.

Заикание наблюдается у 5–8% детей, у мальчиков почти в 3 раза чаще, чем у девочек. Кроме того, у мальчиков оно носит более устойчивый характер.

При неправильно или нерегулярно проводимой коррекции, а также в ее отсутствие заикание может сохраняться в течение длительного времени, иногда на протяжении всей жизни.

Упражнения при заикании у детей

Комплекс упражнений включает дыхательную гимнастику, растяжку, нормализующую мышечные сокращения, и упражнения для глаз, которые способствуют улучшению восприятия.

Основными целями дыхательной гимнастики при заикании у детей являются освоение техники диафрагмального дыхания, сознательное регулирование дыхательного ритма, укрепление мышц передней брюшной стенки. Дыхательная гимнастика при заикании у детей заключается в выполнении комплекса упражнений в различных положениях тела, в состоянии покоя и во время активного движения. Со временем к дыхательным упражнениям подключают вербальные проявления. Плавное повышение уровня сложности упражнений способствует скорейшей коррекции патологии.

Наибольшая эффективность лечения заикания отмечается при сочетании упражнений с массажем.

Мнение врачей

На протяжении всей лечебной практики А. Н. Стрельникова подвергалась критике со стороны врачей за противоречащие физиологии дыхания принципы гимнастики и несоблюдение врачебной этики (лечение пациентов без медицинского образования).

После проведения небольшого исследования в 1986 году с тремя группами пациентов результаты были неоднозначными — всего у трети больных наблюдалось некоторое улучшение (большинство их них с заиканием), зато у троих возникли сосудистые катастрофы. Больших исследований с крепкой доказательной базой на тему безопасности и эффективности методики не проводилось.

Тем не менее, существует множество писем пациентов, несколько рецензий врачей, которые свидетельствуют о хороших результатах.

Ошибки и отрицательное влияние на организм

Существуют негативные суждения о механизмах действия гимнастики на организм:

  1. Бронхи в норме расширяются на входе и немного суживаются на выдохе. Вследствие гиперреактивности их стенок, отеке, закупорке слизью при астме воздух проходит на вдохе, а на выдохе возникает препятствие (появляется экспираторная одышка). Делая гимнастику Стрельниковой при тяжелой астме, пациент нагнетает воздух в грудную клетку, тем самым обеспечивает себе эмфизему — повышенную воздушность легких.
  2. Эффект от гимнастики объясняется разрывом альвеолярно-гематического барьера при резком и сильном вдохе и дальнейшем увеличении оксигенации крови. Напротив, при деформации морфофункциональной единицы легких — ацинуса с альвеолами — и нарушении аэрогематического барьера происходит снижение дыхательной функции.
  3. Усиленное дыхание приводит к кратковременному повышению кислорода в крови (в течение нескольких минут). В дальнейшем гипервентиляция способствует обратным процессам: гемоглобин перестает активно отдавать кислород тканям, снижается активность ферментов и витаминов, РН крови сдвигается в щелочную сторону (алкалоз) — возникает парадоксальное кислородное голодание. Сосуды головного мозга на изменение кислотности среды реагируют спазмом, от этого могут возникнуть проявления в виде повышения активности или эйфории или других симптомов.
  4. Сама методика частого и интенсивного дыхания способствует повышению ЧСС, усиленной трате сердечных ресурсов. Сдвиг РН в щелочную сторону может провоцировать аритмии и ишемию миокарда. Это может отрицательно сказаться на состоянии людей, имеющих заболевания сердца.
IQ медицина - лечимся с умом